Фильм 2021 года "Годзилла против Конга" - картина, на фоне которой комедия "Тупой и еще тупее" кажется сложным и глубоким произведением артхауса. Поймите меня правильно, я вовсе не ждал от фильма про монстров интеллектуальных высот. Но первый фильм о Кинг-Конге я посмотрел еще в 1980-х, а первое кино о Годзилле в начале 90-х, и это были нормальные ленты, со смыслом, с возможностью сопереживать героям. Что же случилось с обеими франшизами теперь? Попробуем разобраться.
Начнем с Конга. Первый фильм о Кинг-Конге, который так и назывался - "Кинг Конг" - вышел в 1933 году. Он внесен в Национальный кинореестр США как имеющий большое художественное значение. Почему? Не только благодаря прорывным для того времени спецэффектам. Этот фильм был глубоко символичным. Начало 20 века - это время, когда человек по-настоящему ощутил себя хозяином планеты и повелителем природы. С огромной скоростью росли города-миллионники, прокладывались железные дороги и электросети, преобразовывался в угоду экономическим потребностям ландшафт огромных регионов мира. У многих нарастало подспудное ощущение, что природа не выдержит этого человеческого напора, что она отомстит, нанесет людям ответный удар. И гигантская горилла, которая одним взмахом руки может сокрушить практически любое творение человека, стала воплощением этих подсознательных страхов. Кинг-Конг - это символ самой природной жизни, которую человек пытается подчинить себе, выжать из нее деньги. И с которой вступает в неизбежный конфликт, провоцируя настоящее восстание природы против людей. Таким образом Кинг-Конг стал защитником жизни как таковой, а люди, человечество, оказались на экране жестокими и равнодушными сеятелями смерти. И в итоге победили саму жизнь, убили ее. Эта трагедия, воплощенная в ярких динамичных образах, и стала причиной популярности фильма, сделала его и его персонажей классикой мирового кино.
С Годзиллой история во многом схожая, хотя во многом и прямо противоположная. Годзилла воплощение страха людей уже не перед природой, а наоборот - перед прогрессом. А именно - страха японцев перед мощью ядерного оружия, которую они испытали на себе в конце Второй Мировой войны. Техническое развитие привело к появлению в мире абсолютной разрушающей силы, максимально бесчеловечной, которой нашей цивилизации оказалось нечего противопоставить. Прогресс породил собственную гибель в лице отвратительного чудовища с радиоактивным дыханием. В первом фильме "Годзилла" 1954 года, снятом в Японии, появление Годзиллы напрямую связано с американскими ядерными испытаниями на островах Тихого океана. Это в прямом смысле мощь атомной энергии, вырвавшаяся из-под контроля: будущие Чернобыль, Фукусима и ядерная война в одном лице гигантского ящера. Поэтому фильм вышел таким пугающим для зрителя того времени и по-настоящему заставляющим задуматься о том, куда ведет человечество технический прогресс.
Почему, например, на Годзиллу не действуют никакие виды человеческого оружия - ракеты, бомбы, пулеметы? Да, потому что он сам это оружие более высокого порядка: мощь ядерной энергии. В том самом первом фильме победить Годзиллу удалось только благодаря изобретению еще более страшного, невиданного прежде, оружия. Применив которое, его изобретатель убивает себя, чтобы никто не узнал тайну его изобретения и не породил таким образом нового, еще более страшного, монстра.
Сами конфликты, заложенные в изначальных образах Годзиллы и Конга, касались каждого зрителя. Поэтому не оставляли никого равнодушным.
Кстати, первый кроссовер "Кинг-Конг против Годзиллы" вышел в 1962 году. И вызвал значительный интерес в США, Японии и во всем мире. Здесь уже начал забываться первоначальный символизм монстров, зато появился новый: теперь Конг был символом США, американской мировой гегемонии, а Годзилла - символизировал Японию и покоренный Америкой мир.
Итак, что же из этих смыслов мы видим в фильме "Годзилла против Конга" 2021 года? Ничего. Перед нами два абсолютно условных существа в совершенно выдуманных локациях, совершающих немотивированные и откровенно глупые поступки (последнее, впрочем, касается всех действующих лиц фильма). Самый яркий пример того, что создатели картины даже не задумывались над какой-либо логической связностью, мы видим в самом начале. Нам показывают Конга, который живет на острове, накрытым гигантским куполом, сделанном из телеэкранов (да). За гигантом постоянно наблюдают, с целью изучения, тысячи видеокамер. Все его параметры жизнедеятельности постоянно фиксируются. И вдруг команда, обеспечивающая весь этот процесс, обнаруживает, что Конг тайно, незаметно, для всех научился языку жестов, общаясь с маленькой глухонемой девочкой. Тайком! Обезьяна размером с девятиэтажный дом в полностью контролируемой среде могла смогла незаметно выучить человеческий жестовый язык...
Ну, вот из таких ляпов в духе "вдруг откуда ни возьмись" и состоит весь фильм. Его даже невозможно ругать за рояли в кустах, потому что ничего кроме сюжетных роялей в нем просто нет.
А мельтешение бесконечных спецэффектов на экране вызывает не интерес, а навевает скуку. Зритель еще лет 20 назад привык к компьютерной графике. И чтобы его заинтересовать ею, создаваемые киноделами образы должны нести какую-то особую эстетику или смысл (возьмем для примера хоть тот же "Аватар"). А когда нет ни смысла, ни красоты, ни логики - остаются только обезьяна и ящерица, которым даже не сопереживаешь.
Если только вам не будут угрожать лишением жизни, постарайтесь не смотреть этот фильм. И детям не показывайте: им еще рано видеть настолько тупое произведение.