На уроках трудового обучения девочки 6 “А” учились полезному женскому навыку - готовить еду. Мальчики в это время строгали скалки. Должны были строгать табуреты, но на них не напасешься материала. Готовить Клюшкина не особенно стремилась - она бы лучше занялась скалками. Но выбора не было.
- Девушки, - торжественно объявила учитель труда Октябрина Владиленовна, - мы уже изучили с вами правила безопасности поведения на кухне. Изучили и законспектировали. Поэтому на следующем уроке будем запекать яблоки в тесте. Это блюдо крайне полезное. А уж какое вкусное! Буквально можно облизывать пальчики. Самое лучше блюдо на свете! Я их, эти яблоки в тесте, чуть не каждый день готовлю. Давайте-ка распределим - кто и какой продукт купит и принесет на следующий урок.
И все загалдели. Клюшкиной выпало принести яйца. Ритке - растительного масла.
… Яблоки в тесте в итоге у девочек 6”А” получились несколько посредственно - много времени отняла подготовка к процессу.
Сначала они полурока тщательно конспектировали рецепт в свои тетради. Октябрина Владиленовна диктовала медленно, отвлекаясь на всякие посторонние темы. То вдруг вспоминала, как она, будучи ребенком, на уроках труда носила дрова к школьной печи. Или даже копала брюкву на колхозном поле прямо на уроке.
- Это вам так повезло, - радовалась за 6 “А” Октябрина, - живете вон в нормальное время. Перестройку для вас делают, телевизоры цветные в продаже стоят… Живи и радуйся себе.
Когда с рецептом худо-бедно управились, выяснилось, что Клюшкина разбила два из четырех необходимых по рецептуре яиц. Битые яйца растеклись в ее портфеле сопливыми лужами. Про этот хрупкий продукт в портфеле она начисто забыла. А потому энергично двинула сумкой противного Копейкина по башке прямо на первом уроке. Вот тебе и результат.
Все заглянули полюбоваться на лужи.
- Клюшкина, ты ведешь себя хуже мальчика, - вопила отличница Сидорович, - из-за тебя мы теперь не сможем готовить!
- Да она всегда всех подводит!
- Из-за Клюшкиной мы все сегодня получим “двойки”!
- А давайте без яиц?!
- Ты с ума сошла? Октябрина Владиленовна, они не по рецепту хотят!
- А пусть-ка Клюшкина идет и покупает теперь яйца!
И Клюшкина с Риткой сносились за яйцами в магазин у школы. И долго там толкались в очереди среди каких-то бабушек. И по дороге все же еще одно яйцо случайно расколотили. Октябрина Владиленовна даже пригрозила им “колом” за безобразное поведение на уроке.
Когда уже прозвенел звонок с урока, красная Сидорович, отдергивая руки от плиты, спешно жарила яблоки, укутанные тестом. Яблоки, которые, согласно рецептуре, должны были красиво подрумяниться, немного закоптились.
- Заканчиваем, - объявила Октябрина Владиленовна, - быстро моем посуду и забираем готовое блюдо с собой. Угостите своих мальчиков после уроков. Так всегда делают - угощают. Мы, женщины, обязаны вкусно и сытно кормить мужчин. Всем девочкам ставлю “пять”, Клюшкиной - “четыре” за порчу продукта.
… Последним уроком была физра. 6 “А” был взъерошенный и слегка бешеный - много прыгали через коня.
Слегка горелые яблоки красиво лежали на облупленной тарелке из столовки. Мальчики, ухмыляясь, потянули к тарелке руки.
- Что за отрава, - сразу заорал двоечник Копейкин, - ребя, не жрите! Это они нас травить принесли!
- Ха, - увещевал Деникин, жуя яблоко, - у меня вон сеструхе семь лет всего. Она уже уху варит сама! Берет и варит! А эти - яблоки пекут. Лучше бы уху варили! Как сеструха моя!
- Бурда!
- Хрючево!
- Там волосина!
- Сейчас меня вытошнит!
- Они туда наплевали!
- Ваши скалки тоже хрючево!
Тихий Яша Кочковец, аккуратно надкусив яблоко в тесте, интеллигентно скуксился.
"Решительно несъедобно" читалось на его сморщенной очкастой мордочке.
В итоге все подъел толстый Кузьмин. Уговорив яблоки в тесте, он достал из портфеля маковую булку с маслом. А следом еще и котлету по-киевски.
Девочки немного обиделись. И даже затеяли драку с Копейкиным портфелями.
А Ритка с Клюшкиной решили повторить блюдо дома. В спокойной обстановке. Сразу после уроков и повторить. Благо, рецепт записан в тетрадь. Вон, Октябрина Владиленовна каждый день готовит по рецепту и очень ей это блюдо по вкусу. И они тоже приготовят его без спешки. И будет не стыдно угостить даже красивого Маслова из соседнего подъезда. Просто подойдут к этому Маслову, когда он играет во дворе в волейбол и предложат угощаться. А Маслов, конечно, набросится на их яблоки. И съест. Как Кузьмин - до самой распоследней крошки. И еще, быть может, оближет себе пальчики, как трудовичка Октябрина Владиленовна. И скажет им: “спасибо”. А они ему ответят: “не за что, Дима”.
- Так, - распорядилась Ритка, - ты давай нарезай аккуратно яблоки. А я займусь тестом. Мама моя говорит, что до теста женщина должна дорасти. И я уже. А ты - вряд ли. Вон мелкая какая - мне по плечо.
Клюшкина полезла в холодильник.
- Ха, - сказала она из холодильника, - ты, Ритка, будешь очень смеяться, но все яблоки кто-то сожрал. Небось, Лидка. Она все худеет. Ест вон одни яблоки, стала уже синяя как пупина.
Кто такая “пупина”, Клюшкина не знала. Но так про Лидку говорила мама.
Ритка почему-то не смеялась, а расстроилась.
- Но у нас есть прекрасный виноград сорта "дамские пальчики", - быстро успокоила ранимую Ритку Клюшкина. - А из винограда блюдо не хуже выйдет. Подумай сама. Что яблоки, что виноград - все фрукты и есть. Еще даже лучше получится. Изысканнее.
Клюшкина вынула два кило винограда.
Ритка, не теряя времени, занялась тестом.
- Клюшкина, - вдруг взвыла она, - а яиц-то опять у вас нет! В рецепте написано: возьмите четыре небольших и свежих куриных яйца...
- Верно, нет. Я же их в школу отнесла. У нас тут что, курзавод круглосуточный?
- А давай-ка тогда сходим к бабе Зое с первого этажа. Возьмем у нее этих четыре небольших свежих яйца. Хоть она и ведьма, конечно. И брать у нее что-то опасно для жизни. На обычные яйца вон может приворот свой навести.
- Это баба Зоя - ведьма?! - опешила Клюшкина.
- Ведьма-ведьма, - подтвердила Ритка, - мама моя точно это знает. То, говорит, соль найдет у двери подъездной, то черных волос клок. У кого черные волосы в подъезде? У бабы Зои. И сама она вон какая - нос горбатый. Колдовка, точно тебе говорю.
Но они все же поперлись к бабе Зое - хоть и было немного страшно: вдруг и правда приворот?
Баба Зоя открыла дверь. В зубах у нее была беломорина. На руках сидел черный лохматый кот.
- Яиц вам, девки? Неужто булки печь собираетесь? Это дело хорошее. Таких вот девок, как вы с булками, замуж расхватывают обычно на раз-два.
И баба Зоя, впустив их прихожую, пошуршала своими тапками за яйцами. Кот соскочил с ее рук и смотрел на гостей желтыми глазами.
- Поняла? - прошептала Ритка, - кота спецом оставила! Чтобы он за нами сек.
Но кот, внезапно утратив к Ритке с Клюшкиной всякий интерес, полез в горшок с чахлым фикусом. Горшок стоял почему-то посреди коридора.
Ритка выразительно покосилась на фикус.
- Земля, небось, с кладбища принесена, - снова зашептала она, - для всяких заговоров. Мне мама про такое рассказывала. Землю с кладбища ведьмы носят и всякое с ней потом делают. Чтобы муж там ушел. Или соперница сгинула. Всякое такое.
Клюшкина в ужасе уставилась на фикус.
Баба Зоя тем временем вернулась. И протянула им яйца в небольшой плошке.
- Ах ты, гаденыш, - вдруг закричала она, - ах ты, змееныш! Загубил мне растение!
И соседка, схватив с калошницы газету, огрела ей черного кота, сидящего в цветочном горшке. Кот взямкнул и скользнул под шкаф.
- Ишь, холера, - продолжила баба Зоя, - повадился в цветок пакостить. Ссыкун старый. Загубил хорошее растение. Выбрасывать понесу, хоть и жаль его до слез.
… Дома яйца они тщательно промыли под проточной водой и с уксусом - если приворот и имелся, то должен был смыться без следа. Мама Ритки знала этот способ - про уксус - и часто использовала в хозяйстве.
И принялись готовить. Тесто у Ритки получилось достойным. Вместо сахара они добавили шоколада и варенья. Подумав, Ритка бросила еще горсть крахмала и чуток дрожжей.
- Для вкуса, - сказала она. - Не бойся, Клюшкина, зыка получится. Сердцем матери клянусь. Масло давай - жарить изделие буду.
- Масла нет, - сказала Клюшкина. - Можно на сале пожарить. Сало у нас отличное, из деревни. Хоть и жалко его трогать. Это из Борьки, порося. У этого Борьки глаза были очень красивые - голубые. Как у Маслова. Я очень плакала, когда Борькин час пришел. И не ем его теперь - просто не могу.
Виноград в тесте получился на вид странноватым. Бурым и не аппетитным.
- Гадость, - сказала Ритка, - сущий помет. И на вкус совсем уж. Хуже пельменей из столовки. Давай это - немного переиграем рецепт.
Она покопалась в книге с рецептами. У мамы Клюшкиной была такая полезная книга. “В помощь молодой хозяйке” называлась.
- Вот чего мы сейчас приготовим - салат “Французский цыган”! Такого салата Октябрина точно не делает. Куда ей! Пусть яблоки свои ест дурацкие. А готовится блюдо очень просто - справится любой дурак. Так в рецепте написано.
- Давай “Цыгана”, - согласилась Клюшкина, - чего делать-то. Не голодными же сидеть!
Ритка начала читать рецепт вслух. Готовить салат было элементарно - надавить чеснока, немного сыра, достать консервированных ананасов, смешать с виноградом. Сверху красиво полить майонезом “Провансаль”. И - готово. Действительно, любой дурак тут сможет запросто.
И они посыпали виноград в тесте сырками “Дружба”. И нарезали туда консервированных персиков - ананаса не оказалось. Щедро добавили чеснока. Залили майонезом из банки. Получилось даже красиво - будто лесной сугроб.
- Маслову не понесем, - предложила Ритка, - жирно ему будет такой салат скармливать. Три часа делали, всю кухню вам изгваздали. Не для него старались!
- Не понесем, - согласилась Клюшкина, - всем еще раздавать. Щас же. Такой салат только на Новый год и готовить. Вмиг улетит. Лучше жареной курицы.
- И лучше мандаринов, - поддакнула Ритка.
- И конфет, - продолжила Клюшкина. - Маслов этот обрыбится. Он вообще-то хоть и красивый на лицо, но дурак. Орет вон, как дурак.
Они посмотрели в окно. Маслов скакал у волейбольной сетки в трениках с оттянутыми коленями. Он свистел в свисток и орал на весь двор, чтобы ему все пасовали.
- Дурак и есть, - заключила Ритка, - смотреть противно.
Салат “Французский цыган” решили попробовать сами. Насладиться его изысканным вкусом. И потом даже предложить Октябрине сготовить это чудесное и простое блюдо на уроке.
- Каждый день, - сказали бы они Октябрине, - каждый белый день готовим себе салат. Очень полезное и вкусное блюдо. Родом из самой Франции.
… “Французский цыган” тоже оказался на большого любителя. Он был горький и сладкий, кислый и соленый. А еще пах Борькой и почему-то уксусом.
Сначала они мужественно его ели и нахваливали.
- Очень вкусно, - говорила Ритка честным голосом, - вкуснее даже мандаринов. Каждый день готовить буду. Обожраться можно.
- И я каждый день буду, - отвечала Клюшкина, - вкуснее мороженого. И жвачки. Жить без этого салата не могу.
Потом они одновременно есть “Цыгана” перестали.
- Сытно, - заключила Ритка, - слишком сытно. Хоть полк цыган им накорми. Уже даже и не хочется.
Когда Ритка ушла, Клюшкина выбросила салат в мусорное ведро. Вкус хряка Борьки был на языке. Даже захотелось поплакать о судьбе голубоглазого свина. Больше “Французского цыгана” они не готовили. Впрочем, яблок в тесте - тоже.