Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Сила эмпатии помогает укрепить отношения с подростком

Слушать — это в основном означает слышать эмоции. Когда он говорит нам о своей проблеме, мы склонны сосредотачиваться на фактах, спрашивать подробности, стремиться понять ситуацию... Но сначала девочке-подростку просто нужно поговорить, высказаться, может быть, поплакать. Пока она говорит, слушаем ее всем телом и всем сердцем. Подстраивая наше дыхание под ее, мы позволяем ее эмоциям резонировать в нас. Это соматическая эмпатия. Наши мозг, сердце, ритмы синхронизируются. Мы дышим в унисон и, таким образом, можем почувствовать, чем она живет. Мы по-прежнему сосредоточены на эмоциях, не на фактах.

Если она рассказывает, что ее лучшая подруга переезжает, вместо того чтобы задавать вопросы (Куда они едут? На какой день назначен переезд?..) или пытаться успокоить ее заверениями, что они смогут видеться на каникулах, начнем с выражения эмпатии: «Тяжело смотреть, как уезжает подруга», — наполнив эти слова обволакивающим теплом. Иногда своим участием мы боимся усилить ее эмоции. В действительности эмоциональное сопереживание дает облегчение. Она чувствует себя понятой и может немного расслабиться. Наружу могут прорваться слезы.

Она плачет все сильнее? Мы продолжаем: «Это действительно огорчает, когда узнаешь, что больше не увидишь того, кого любишь!»

Мы также можем сказать ей, к примеру: «Ты несчастна оттого, что потеряла подругу». Но на такие слова многие подростки могут отреагировать отрицательно. Говоря «ты», мы рискуем, что наши слова могут быть истолкованы как суждение, подразумевающее, что другой человек не будет испытывать те же чувства.

Обобщенное «мы» означает: «Все так переживают в таких обстоятельствах. Мы имеем право чувствовать то, что чувствуем». Это позволяет свехчувствительной девочке-подростку удостовериться, что мы не осуждаем ее, и помогает ей не стыдиться своих чувств.

После проявления сочувствия, чтобы идти дальше, мы можем задать ей открытые вопросы.

Bermix Studio/unsplash.com
Bermix Studio/unsplash.com

Вы прочитали отрывок из книги «Мы не понимаем друг друга. Как найти общий язык с подростком» Изабель Филльоза (12+)

Подростковый возраст сильно беспокоит родителей, потому что это не просто сложный, но и опасный этап жизни ребенка. У родителей возникает множество вопросов, найти ответы на которые не так-то просто. В своей книге известный психотерапевт и клинический психолог Изабель Филльоза поможет родителям разобраться в психологии подростков разных возрастных групп: 11-12 лет, 13 лет, затем 14, 15 и 16 лет, понять некоторые биологические и физиологические аспекты их поведения.

Прочитать отрывок или купить книгу можно по ссылке: https://go.ast.ru/a000oxe

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

Токсичные родители: как дистанцироваться?

Из чего складывается наша самооценка?

Частые проблемы подростков: душевная боль, одиночество. Что с этим делать?

Что такое речевое дыхание и как это влияет на нашу жизнь?

«Он свихнулся на компьютерных играх!» Как родителю понять своего подростка?