Безусловно имя Марии-Антуанетты всплывает в памяти каждого, если речь заходит о королеве Франции. Неизменный интерес к ней спустя столько веков делает в том числе любопытным для интересующихся тонкостями биографией и разного рода мелкие факты, предметы быта связанные с жизнью королевы.
Но, революционная эпоха прошлась по коллекциям тех, кто олицетворял Старый режим во Франции. Много предметов из личных покоев королевы в свое время который были растасканы или разодранны в клочья. То, что осталось и от личных вещей Марии-Антуанетты не столь моогочисленно и не столь доступно для широкой публики.
Революция в целом не пощадила одеяния королевы, все предметы из Версаля в свое время который были растасканы или разодранны в клочья. На аукционах и в частных коллекциях периодически вплывают те или инве предметы гардероба королевы, восновном туфли. Впрочем, зачастую и эти предметы вызывают вопросы. Некоторые из них аттрибутируются с комментариями "вероятно принадлежащие королеве".
Так, Королевский музей Онтарио приобрел в свою коллекцию в 1925 году великолепное платье, которое, считается, некогда носила Мария-Антуанетта. А именно в 1780 году или около того. Известно, что оно выполнено было в ателье Розы Бертен, где Мария-Антуанетта приобрела большую часть своих платьев и аксессуаров.
Приобретенное Королевским музеем Онтарио в 1925 году, платье много лет не выставлялось. Известно, что платье было изменено, чтобы сделать его более узким, чтобы соответствовать лондонской моде 1880-х годов...
Если кому-то захочется по старым одеяниям попытаться представить себе ее образ более ярко в дополнение к сохранившимся портретам, то увы ни платья, ни туфельки, которые могли бы находиться когда-то в гардеробе Марии-Антуанетты не найти в королевских дворцах Шенбрун и Хофбург в Австрии, равно как и в Версале во Франции.
Не получится это сделать и в Музее Карнавале в Париже, где хранятся многие хорошо сохранившиеся предметы, связанные с Марией-Антуанеттой. Кое-что есть в Консьержери.
Таким образом, не просто наглядно удовлетворить любопытство в отношении тех же нарядов королевы. Но, иногда история преподносит сюрпризы, сохраняя довольно неожиданные вещи. Так сохранился и один предмет нижнего белья - корсет королевы. Он хранится в Музее Гальера в Париже.
По иронии судьбы именно этот предмет одежды пережил не только разрушительное действие времени, но и свирепость революционеров и жадность воров. Да что там, сама Мария-Антуанетта ненавидела корсеты...
***
Корсеты из китового уса или проволоки были частью расхожего гардероба женщины, жившей в XVIII веке. Ожидалось, что даже беременная женщина должна была носить корсет, хотя в этом случае присутствововали боковые завязки, которые можно было ослабить, чтобы приспособиться к росту плода. Детям надевали корсеты, чтобы помочь им с осанкой.
Предполагалось, что в детстве Мария-Антуанетта будет носить полное придворное платье, подобно взрослым особам. В ее гардеробе присутствовал в том числе корсет. Вероятно, это была жесткое изделие из китового уса с завязками спереди и сзади, разумеется, выполненная из лучших материалов. Посетители при дворе ее матери отмечали великолепную осанку принцесс и в том числе осанку юной Марии-Антуанетты, несомненно, благодаря корсету!
Мария-Антуанетта, став невестой Людовика, после того, как переехала во Францию вышла из-под контроля своей матери и решила оставить все как есть. Она стала одеваться без использования корсета.
Но, юная дочь недооценила родителя. В мгновение ока ее мать, Мария Терезия, узнала о неприличных поступках своей дочери и отправила ей шквал увещевательных писем. Как смеет ее дочь, будущая королева Франции, вести себя так распутно?
В письме матери Марии-Антуанетты, Марии Терезии, австрийский посол пишет:
«Ее Высочество наконец-то согласилось носить корсет довольно регулярно».
В другом письме, написанном Марией Терезией своей дочери, она пишет:
«...Если бы вы не уверили меня, что на вас теперь корсет, я бы встревожилась этим обстоятельством, опасаясь, что вы, как говорят по-немецки, «раздаешься даешься в талии, как женщина, не будучи таковой». Вам нельзя распускаться: это не годится ни по вашему возрасту, ни по вашему положению; это приносет с собою нечистоплотность, неряшливость и даже общую небрежность; оттого-то я и мучаю вас в подомном вопросе...»
В еще одном письме Мария Терезия предлагает изготовить несколько австрийских корсетов, которые не такие «жесткие, как парижские».
***
Позже, когда идеи Жана Жака Руссо о природе и простоте начали укореняться во французском обществе, женщины по всей Франции с радостью обменяли свои удушающие проволочные корсеты или корсеты из китового кости на более мягкие льняные варианты.
А некоторые и вовсе отказались от столь ограничительных предметов нижнего белья. Мария-Антуанетта примкнула к этим скандальным массам, предпочитая лешить себя "удовольствия" носить корсет!