Наверняка вам приходилось не раз видеть на всевозможных парадах ракетовозы. Это такие многоколёсные тягачи, которые перевозят на себе ракеты, образуя таким образом мобильные ракетные комплексы. И так уж вышло, что у этих тягачей две кабины, по одной на каждой стороне. И наверняка у многих возникал вопрос: почему их две? Почему не одна и не три?
Вот раньше например ракетчики отлично обходились тягачами от ЗИЛ с одной кабиной, но потом МАЗ предложил делать многоколёсные тягачи с двумя кабинами по бокам. И причина, по которой двухкабинная компоновка получила широкое распространение у ракетчиков, не является военной тайной. Так что если знаете правильный ответ на этот вопрос, пишите его в комментариях.
При этом двухкабинная архитектура тягачей - это не железное правило, потому что встречаются и исключения. На фото отлично видно, если всё компактно уложить, то ничего и выпирать не будет. А это значит, что можно обойтись и одной кабиной.
Другое дело, когда выпирает. И вот тут-то у водителей начинаются проблемы с обзором. Как можно видеть, ракета может выступать за габариты тягача, и тогда водитель левой кабины не видит, что там справа, может лес какой, и туда не стоит ехать. То же самое касается и водителя справа.
Разумеется органы управления в обеих кабинах продублированы, и любой из водителей может как взять управление, так и передать его с кабины на кабину, как это делают пилоты пассажирских самолётов.
Получается, что две кабины - это не только отличная обзорность, но ещё и возможность продублировать системы.
Дело в том, что военные любят всё дублировать по возможности, чтобы повысить надёжность и живучесть. Так например если в ходе боестолкновений одна из кабин будет повреждена, то вторая примет на себя все функции.
Также вторая кабина нужна просто для большей вместительности.
Нетрудно догадаться, что для проведения такой ракеты в боевую готовность нужен расчёт из нескольких военнослужащих. Их нужно где-то размещать и перевозить, и поэтому две кабины всегда лучше чем одна, потому что появляется больше места.
Однако бывают случаи, когда кабины две, но они, как бы это корректно сформулировать, неодинаковые, что ли. В таком случае одну из кабин, в частности правую, сдвигают чуть назад, чтобы у водителя в левой кабине появлялась хоть какая-то обзорность. При такой архитектуре органы управления не дублируются.
Однако помимо ракетовозов в СССР были ещё и тягачи. Они тоже строились на заводе МАЗ. И у некоторых тоже были две кабины, хоть они и не возили ракеты. Перевозили они в основном длиномерные негабаритные грузы.
И дальше этот текст лучше читать голосом Дроздова:
Посмотрите, как забавно они эволюционируют. Ещё совсем недавно кабины были широко разведены, и тут вмешалась эволюция, и эти две кабины начали соединяться.
Но на этом этапе эволюция тягачей не остановилась. Вы только взгляните, как забавно эти кабины собрались в кучку! Можно сказать, что они слились воедино прямо над моторным отсеком.