По всей России в дореволюционной архитектуре встречаются стекла с травлеными рисунками: в дверных филенках, окнах, фрамугах, в витражах и стеклянных потолках.
Травление создается с помощью плавиковой (фтороводородной) кислоты (HF). Она была открыта в 1771 году шведским химиком К. В. Шееле.
В Петербургской архитектуре травление на плоских стеклах начинает использоваться во второй половине XIX века, потеснив трудоемкую и дорогостоящую гравировку.
В конце XIX – начале ХХ века травленые стекла называли «рисунчатыми», в отличие от фактурных стекол с рельефом, которые определяли как «орнаментные» или «узорные».
Обычно протравливали изображения всевозможных арабесок, узоров из цветов, листьев и геометрических мотивов.
Эти стекла только в конце ХХ в. стали объектом внимания краеведов и специалистов.
Надо полагать, что массовое исчезновение этих деталей из петербургской дореволюционной застройки произошло потому, что в силу широкого распространения эти стекла не воспринимались общественным сознанием как нечто особенное, как ценность.
Для травления использовалась плавиковая кислота и ее производные: соль, чернила и мазь. Трафареты с рисунками для травления продавались и даже предоставлялись в аренду.
Простота и дешевизна этого способа нанесения изображения, тонкое изящество матовых или прозрачных силуэтов сделали эти стекла невероятно популярными.
А после революции они «ушли в фон» общественного сознания и только в конце ХХ в. к нам вернулось понимание их ценности как неотъемлемой, и, к сожалению, уже повсеместно утраченной части петербургской архитектуры.
На иллюстрациях – образцы таких стекол из печатного каталога С.-Петербургских складов мебели Якова Ширяева, 1900-е гг.
Эта и другие сюжеты из истории декоративного стеклоделия в третьей книге «Витражи С.-Петербурга», посвященной Адмиралтейскому району. Предзаказ: https://planeta.ru/campaigns/vitro