Найти тему
Трещинки желтого дома

Шутник по кличке "Офтальмолог" пририсовал 2 пары глаз на безглазой троице за 75 млн. руб.

Яндекс-картинки. Полотно Три фигуры с нарисованными глазами
Яндекс-картинки. Полотно Три фигуры с нарисованными глазами

Вандал спокойно раскрасил шариковой ручкой картину за 1 млн долларов в Ельцин Центре, ему никто не мешал. Видео происшествия, очевидно, не сохранилось. Реставрационный совет Третьяковской галереи оценил ущерб от повреждения картины ученицы Малевича Анны Лепорской в 250 тыс. рублей. На том и порешили. Искать вандала следствие не планирует. Ущерб для ЕЦ незначителен. Кстати, журналисты уже прозвали картинного маньяка "Офтальмологом".

Вся эта ситуация напоминает анекдот. Какой-то инженерно-мыслящий посетитель галереи долго и внимательно изучал полотно с изображением крылатого Серафима, потом глубокомысленно изрек:

- Нет, эта штука никогда не взлетит. Не выдержаны аэродинамические пропорции.

Хорошо, что анекдотичному ценителю прекрасного не пришла в голову мысль слегка подкорректировать на полотне аэродинамические характеристики крыла. Иначе вышло бы что-то похожее на происшествие в Ельцин Центре.

Но тут мне видится еще кое-что помимо вандализма. Очевидно, что произведение искусства воздействует на человека. Какие-то произведения успокаивают, настраивают на метафизический лад. Какие-то, напротив, возбуждают и возмущают. Знаю, что знаменитый "Черный квадрат" Малевича в свое время вызывал много праведного гнева у православных современников художника. К примеру, Бенуа,  великолепный критик искусства, писал о картине: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведёт всех к гибели".
Автор назвал свою "картину" - "Икона нашего времени" и на открывшейся выставке первых футуристов, где она впервые была представлена, её разместили в «красном углу», где обычно размещают главную икону жилища.

По сути, последние работы Малевича были анти-иконами, проповедующие хаос и безумие первоначала, то есть безбожия.

Боюсь утверждать что-то по поводу "оскверненной" работы ученицы Малевича "Три фигуры" - но мне кажется, прослеживается та же безбожная идея обезличить "Троицу" как символ христианства и водрузить вместо иконы размытых овальных полулюдей без глаз, без губ, без носа - без индивидуальностей.

Возможно, рука посетителя дрогнула в психическом порыве заполнить пустоту. А что может быть одухотвореннее глаз на лицах? Под руками ничего не оказалось, кроме шариковой ручки. Пустота была заполнена.

Я не оправдываю хулигана. Пытаюсь понять, не спровоцировала ли посетителя на сей акт сама картина? Был бы я впечатлительнее, не знаю, как отозвалась бы в моей душе безглазая троица.

Как вы думаете, может ли произведение художника провоцировать?