Найти в Дзене
Smart Babylonia with Olga

Дипломатический казус в Древней Месопотамии, или кто сказал «мяу»?

Дипломатические отношения на Древнем Ближнем Востоке во 2 тыс. до н.э. были крайне цивилизованными, мельчайшие детали обговаривались в мирных договорах, посольства циркулировали между странами, обеспечивая царский обмен подарками, цари в свою очередь, стремились превзойти друг друга в необычности и стоимости презентов.

Занятный, с современной точки зрения, случай произошел в 1778 г. до н.э. В нем замешаны три главные державы начала XVIII в. до н.э.: Вавилонское царство на юге Междуречья с царем Хаммурапи во главе (1793-1750 до н.э.), Царство Верхней Месопотамии с царем Шамши-Ададом I (ок.1815-1775 до н.э.) и северосирийское государство Ямхад (столица Алеппо) с только что взошедшим на престол царем Ярим-лимом (1778-1765 до н.э.). Термин «царство Верхней Месопотамии» нуждается в пояснении: официально Шамши-Адад был царем небольшого государства Экаллатум в Северной Месопотамии, но после захвата Шамши-Ададом всех территорий в верхнем течении Евфрата и Тигра возникло территория с единым центром управления, которую современные историки называют «Цартво Верхней Месопотамии», чтобы не путать с собственно Экаллатумом.

Месопотамия 2 тыс. до н.э. 1 - Ямхад, 2 - царство Верхней Месопотамии, 3 - Вавилонское царство.
Месопотамия 2 тыс. до н.э. 1 - Ямхад, 2 - царство Верхней Месопотамии, 3 - Вавилонское царство.

Между Вавилоном Хаммурапи и царством Шамши-Адада был заключен союз. А с Ямхадом царство Верхней Месопотамии находилось в напряженных или по крайней мере неопределенных отношениях из-за смены власти в столице Ямхада Алеппо.

В 1778 г. до н.э. Хаммурапи для установления дипломатических отношений отправляет караваном посольство к новому царю Ямхада Ярим-лиму. По неизвестной причине по дороге несколько человек из посольства сбегают ко двору Шамши-Адада. Царь Экаллатума принимает их и допрашивает о цели путешествия в Ямхад, хотя по всем правилам дипломатии должен был бы вернуть беглецов Хаммурапи – мирные договоры того времени содержали специальный пункт, касающийся экстрадиции беглых.

Клинописная табличка 2 тыс. до н.э. (Мари)
Клинописная табличка 2 тыс. до н.э. (Мари)

Остальные послы Хаммурапи благополучно достигают Ямхада, где однако остаются зимовать из-за наступивших холодов. Весной они отправляются обратно в Вавилон, их путь пролегает недалеко от границ Экаллатума. Но у царя Эккалатума, Шамши-Адада, были собственные планы. Он решает перехватить посольство, но так, чтобы царь Вавилона не смог предъявить ему претензий. Шамши-Адад договаривается с племенами сутиев, варварским кочевым народом, известным грабежами и работорговлей, чтобы они напали на караван. Он пишет так своему сыну:

«Весной послы поедут обратно в Вавилон. Сделай так, чтобы Лаум (предводитель сутиев) услышал мою табличку и чтобы это (нападение на караван вавилонских послов) было ответственностью Лаума»

Что же стоит того, чтобы Шамши-Адад поставил под угрозу отношения с Вавилоном? Прежде всего ему было важно узнать результаты переговоров между Вавилоном и Ямхадом, но это еще не все. Мы узнаём подробности из письма, которое сын Шамши-Адада должен был донести до ушей сутиев (сами они не владели клинописной грамотой) :

Египетская обезбяна
Египетская обезбяна

«Захватите всех их послов и доставьте ко мне. И хорошенько их ограбьте (оставьте награбленное себе)! Но царский подарок, который они везут из Верхней страны (Ямхада) - обезьяну или кричащее животное (sâˀūm) - пришлите мне в качестве подарка для меня».

О чем же могла идти речь? Какое именно диковинное кричащее животное поставило под угрозу отношения двух могучих держав? Существительное sâˀūm, которым обозначено животное, произведено от глагола sâˀum «кричать». За неимением лучших кандидатов, предполагается, что речь идет о некоторой разновидности кошки – дикой или домашней, привезенной в Месопотамию из Египта или с Кипра, с которыми у прибрежного Ямхада была налажена торговля.

Египетская кошка
Египетская кошка

Хотя некоторые археологические находки могли бы свидетельствовать в пользу очень раннего одомашнивания кошек в Месопотамии (в раннем неолите), доступные источники не позволяют сказать, что во 2 тыс. до н.э. домашние кошки были хоть сколько-нибудь широко распространены на этой территории. Напротив, параллельный процесс одомашнивания кошки в Египте и на Кипре начался за несколько тысячелетий до н.э. Так что какой-нибудь кричащий зверек из породы кошачьих вполне мог оказаться для Шамши-Адада диковинкой, ради которой можно было пожертвовать дипломатическими отношениями с Вавилоном.