Найти в Дзене
Егор Холмогоров

"Не смотри наверх". Почему американская гегемония - это конец всему

С конца прошлого года меня начали доставать друзья, знакомые и незнакомые с требованиями посмотреть и оценить фильм "Не смотри наверх" - убийственную сатиру на американскую политику и медиа.

Адам Маккей
Адам Маккей

Фильм я посмотрел с тем большим удовольствием, что до этого уже написал рецензии на две других ленты его создателя Адама Маккея - это "Игра на понижение", посвященная ипотечному и банковскому кризису 2008 года, и "Власть", ядовитая биография зловещего вице-президента Дика Чейни.

Оба фильма отличали остроумная подача материала, умение совмещать киноповествование и политический анализ, отменный сарказм, прекрасная игра актеров. А главное - Макей, хотя и является голливудским леволибералом, но леволиберал он, все-таки, умный. Он критичен и к либеральному истеблишменту демпартии, его главный враг, как и положено левому, - корпоративистский капитализм, а правый популизм он если и не принимает, то, по крайней мере, понимает.

-3

И вот перед нами новый шедевр Маккея. История о том, как двое астрономов в исполнении Леонардо ди Каприо и Дженнифер Лоуренс (Ди Каприо сыграл просто отлично, а Лоуренс, по моему мнению, это мискаст всегда и везде, но изюминка именно в этой ее роли конечно есть), обнаружили комету, которая совершенно точно врежется в землю. Они сталкиваются с тем, что ни медиа, ни власть не способны воспринять угрозу всерьез, никто ничего не хочет делать, а затем и вовсе вмешиваются корпоративные игры и планета катится к гибели. Получается фильм-катастрофа наоборот. Если в традиционных фильмах-катастрофах все или, хотя бы, некоторые спасаются, то здесь все гибнут.

-4

"Не смотри наверх" начинается довольно скучновато, как мелкое покусывание американских медиа, занятых только скандалами между звездами, и американского политикума, сосредоточенного на мелких интригах. И это начало надо пересидеть, поскольку с сочной ядреностью "Карточного домика" Маккей с его мелкотравчатым гротеском конкуренции выдержать не может. Да и стеб над современными медиа с их поиском сенсаций и лайков слишком примитивен - реальная медиакратия устроена, конечно, совершенно не так, а тему летящей к земле кометы "индустрия плохих новостей" сразу бы оседлала и начала раскручивать.

-5

Очень смешон реверанс в сторону покойника Джона Маккейна (видимо за то, что его семья подарила Байдену Аризону), выведенного в лице туповотого, но искреннего супергероя из старого поколения (на самом деле это был настоящий упырь и тем и был удобен истеблишменту на правом фланге).

-6

В общем в первоначальной политической сатире радует только президентша в исполнении Мэрил Стрип в которой невозможно не узнать Хилари Клинтон - она даже изображена на фотографии в обнимку с Биллом и, чтобы совсем все было понятно, с Челси Клинтон. Что, несмотря на весь "красный" антураж героиня Мэрил-Стрип - глобалистка-демократка доказывает большой портрет Вудро Вильсона в её кабинете - демократа, глобалиста, создателя ФРС и основателя американской мировой гегемонии (и, кстати, одного из виновников победы большевиков в России).

Однако Маккей, как и положено голливудскому либералу, высмеивая Клинтон, всячески старается сделать вид, что бьет по республиканцам. Фильм начинается со скандала с кандидатом на должность верховного судьи, ходящем в техасской шляпе. Против героев-ученых выступают "конспирологи" явно ультраправого направления.

-7

Две медиакампании - "Посмотри наверх" и "Не смотри наверх" должны передать мысль, что пока американцы, трамписты и байденисты, воюют друг с другом, все может погибнуть. Но когда президентша, аватар демократки Клинтон, начинает кампанию "не смотри наверх" - цвет этой кампании красный, традиционно республиканский. Это как если бы в фильме про гражданскую войну белогвардейцы ходили в буденовках под красным знаменем, а чекисты устраивали массовые расстрелы в адъютантских мундирах с эполетами. Ай-ай-ай, нечестно, господин Маккей, и некрасиво.

Вторая некрасивость состоит в том, что "угрожающая миру комета, о которой говорят ученые, но никто не хочет их слышать" в повесточном контексте считывается совершенно однозначно - Глобальное Потепление. Мол ученые предупреждают, но всякие трамписты и праваки отрицают научную реальность. Между тем, Глобальное Потепление - это не математически строго по траектории летящая комета, это определенная идеологизированная интерпретация климатических процессов, причем происходящих на планете не в первый раз. Это не то же самое, что удар астероида и продвигать "климатическую повестку" через метафору астероида - мягко говоря неспортивно.

-8

Однако из посредственной манипулятивной политической комедии, во второй трети "Не смотри наверх" становится большим, глубоким, злым кино. Перед нами очередной мощный и по делу наезд на корпоратократию с ее стремлением контролировать все и прикрывать безудержную корысть рассуждениями о всеобщем облагодетельствовании. Владелец телефонной компании Ишервел превращается из корпоративного хищника в самого успешного в истории американского кино мегазлодея, - в отличие от сотен собратьев ему-таки удалось уничтожить землю. Перед нами очередная великолепная роль Марка Райленса.

Хотя и тут все до некоторой степени подловато. Внешне Ишервел больше всего напоминает главу Apple Тима Кука. Однако симптомы болезни Аспергера показывают, что перед нами наезд на Илона Маска, обыгрывающий его заболевание. Мол все эти ваши новейшие рискованные штуки-дрюки до добра не доводят. Это может быть банальная месть Маску за то, что он в 2020 г. поддерживал Трампа. Мол нельзя ставить жизнь человечества в зависимость от всей этой непроверенной технократии.

-9

Главный политический и геополитический смысл этой части фильма действительно очень глубок: единоличная мировая гегемония США опасна и погубит все живое на земле. В Вашингтоне попросту недостаточно умны и компетентны, слишком отрыты для влияния корпоратократии, наконец просто банально мелкие воры (сделанный лейтмотивом генерал, который берет деньги за бесплатную еду), чтобы всерьез вверять человеку в Белом Доме власть над планетой.

Единственным шансом человечества во второй части фильма остается совместное предприятие России, Индии и Китая, которое, однако, срывается корпоратократами. Любопытно, что Маккей единственный из американских режиссеров любящий использовать символы России. в "Большой игре на понижение" был Большой Кремлевский Дворец. в "Не смотри наверх" мелькают купола Василия Блаженного. То есть хоть кто-то в Америке соображает, что Россия существует и имеет значение, хотя главным контр-субъектом в фильме остается Китай.

-10

Еще одно неожиданное появление России - сцены мирового апокалипсиса, где вставлены кадры шаманки, встречающей поглощение мира огнем танцем с бубном. Все это снималось на Столбах под Красноярском и вызвало в России неоднозначную реакцию - они там что ли нас шаманистами считают? Мол пока американцы благочестиво молятся Господу, в России бьют в бубен.

Финал, разворачивающийся, когда планета уже обречена, это, тем не менее, настоящий духоподдъемный шедевр. Ужин в семье Минди и спокойное с молитвой ожидание конца. Это настоящий триумф американских среднеконсервативных внеповесточных ценностей - мол обычный американец это доброе, хорошее, пусть немного, но религиозное, счастливое существо. Читающий молитву "верующий левак" Тимоти Шаламе очень мил.

-11

Конечно, добропорядочный американец из Мичигана не является венцом онтологической иерархии, сама мысль встречать мировую катастрофу с молитвой, а не в суете, не может не импонировать. Другое дело, что весь мир оказывается как бы лишь фоном для жизни и смерти этих милых благополучных людей, рассуждающих перед смертью о том, что "у них все было". Слишком многие на этой планете погибли не успев насладиться в жизни вообще ничем.

Ну и финальные кадры со спасшимися корпоративными старичками, среди которых практически нет лиц детородного возраста, и трагикомический финал президентши доставляют отдельно.

-12

Однако, повторим еще раз - самое ценное в фильме Маккея - это посыл, что американская сверхгегемония и превращение президента США в президента Земного Шара попросту опасная для всех. Американские элиты не компетентны и не достойны этого звания. В общем фильм достойный того, чтобы его посмотреть и даже пересмотреть. Однако "Оскара" Адам Маккей, вероятно, опять не получит - слишком уж он умеет неугодить всем и задеть всех.