Найти тему

Дом, слишком милый дом

Оглавление

В ноябре прошлого года мы с Helga Wojik обсуждали списки прочитанного/купленного за 2021, и она спросила, читал ли я "Голландский дом" Энн Пэтчетт. Мол, у книги ну очень красивое издание, в чем я и сам убедился, погуглив по имени автора и названию.

-2

Но к тому времени список купленных книг превышал прочитанные за год, да и об авторе я ничего не слышал, потому честно ответил: "Не читал и покупать не планирую".

И все-таки мне стало любопытно, что же скрывается за красивой оберткой, поэтому когда увидел в Storytel эту книгу, все-таки решил послушать ее. Так "Голландский дом" стал первой моей семейной сагой.

Аннотация:

История главных героев, Дэнни Конроя и его сестры Мэйв, охватывает всю вторую половину ХХ века, а их судьбы оказываются роковым образом переплетены с Голландским домом - особняком на востоке Пенсильвании, когда-то принадлежавшим разорившейся династии нидерландских магнатов Ванхубейков. Сам по себе Голландский дом не населен призраками, но каждый, кто переступает его порог, в каком-то смысле становится призраком дома - куда бы он потом ни отправился, где бы впоследствии ни жил, повсюду носит с собой этот образ.
У Дэнни и Мэйв только это и есть: безвременно ушедший из жизни отец, давным-давно превратившаяся в воспоминание мать, будто бы вышедшая из ночного кошмара мачеха и зловещий фамильный особняк. А также взрослая жизнь, которая все никак не начнется: проклятие детства, печать сиротства, невозможность разорвать однажды сформировавшиеся узы. "Голландский дом" - история о победе любви над злом. Победе, замешенной на потерях и во многом неочевидной, потому что в конечном счете читателю предстоит разобраться самому, на чьей он стороне и был ли здесь злодей. И если был - то кто?

Дисклеймер:

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

-3

Покупка особняка Ванхубейков для семейства Конроев оказалось фатальным. Сначала сбежала мать, не выдержав свалившейся на нее роскоши. Потом отец привел в дом Андреа, которая после его ранней смерти присвоила и дом, и бизнес себе, выставив брата с сестрой буквально на улицу. И дом на всю жизнь стал для Дэнни и Мэй символом не свершившегося.

Поначалу читаешь как историю о мести, ведь повествование нелинейно, и автор, порой забегая вперед, дает намеки о кое-чем из будущего, после чего спешно возвращается к спокойному размеренному рассказу о взрослении героев, знакомит с остальными обитателями особняка, очень и очень медленно подводя к часу Икс - смерти отца. И в какой-то степени месть эта случается. Отец Дэнни и Мэй оказался не совсем идиотом и, хоть и сделал Андреа полноценным партнером в бизнесе (правда, это тоже слабо объясняет, почему по итогу все досталось ей), но создал фонд для того, чтобы дети получили образование. В первую очередь фонд был для Дэнни. Вот Мэй и отправила брата учиться на врача, чтобы потратить как можно больше денег из фонда и тем самым позлить мачеху.

Месть вышла так себе, к тому же работать врачом Дэнни совсем не собирался, мечтая пойти по стопам отца и заняться купле-продажей недвижимости. Но чем дальше погружаешься в текст, тем больше понимаешь, что месть, как и сам Голландский дом, всего лишь символы и далеко не главное. То, что действительно важно, это отношения брата с сестрой. Они сильно сплотившись из-за потери родителей, еще после ухода матери Мэй стала для Дэнни чем-то большим, чем просто старшая сестра, а потом еще больше. Он совсем не помнил мать, и сестра в какой-то степени заменила ее, заняла ее место.

В столь маленьком мирке жить невозможно, но когда в него проникает кто-то еще, что-нибудь непременно рушится. Так с приходим Андреа рухнула семья, пусть и заметно это стало лишь после смерти Конроя-старшего. И в то же время жизнь в микрокосмосе невозможно - приходится выходить в космос большой, общаться с другими людьми. Вроде бы герои совсем не против этого, они верят, что их связь крепка, и ее не порушит никто, как не смог разрушить оставленный Голландский дом.

И всю первую часть книги, когда речь идет про жизнь в особняке и месть Андреа после, автор ведет читателя к этому выводу, который в итоге произносит сама устами героев. "Как мы могли столько времени убить на Голландский дом?" - удивляются они.

Чем дольше мы будем пестовать нашу ненависть, тем больше будем отрывать себя от жизни.

Ты думаешь: "Окей, вот прозрение! Аллилуйя! Но что тогда во второй части?"

А во второй части нам сначала подтверждают вывод про нерушимость связи Дэнни и Мэй, вводя в повествование семью Дэнни, где его жена Мэй терпеть не может, а дочь, наоборот, обожает. И так как предполагаемой расправы на Андреа теперь уже точно в планах ни у кого нет, в какой-то момент начинаешь скучать, продолжая читать по инерции, и тогда автор возвращает в повествование мать Конроев. И все вновь начинает вертеться. Оно и понятно: пусть сам Дэнни мать не помнит и относится к ней довольно прохладно и отстраненно, то у Мэй с матерью связь крепка, ведь когда та ушла из дома, Мэй сильно заболела из-за разлуки с ней. И ее (матери) возвращение становится гораздо большим потрясением, чем потеря Голландского дома.

- Видит Бог, - сказала Мейв, - папа был человеком, который совершенно не знал собственную жену.

У меня было много вопросов к этой женщине в самом начале романа и по ходу чтения их становилось все больше и больше. В итоге, если выразиться цензурно, приходишь к выводу, что она просто блаженная. А если нецензурно, то получится, что не только она такая. Впрочем, стоит сделать им скидку, ведь действие происходить в послевоенные годы (начинается с них), а это совсем другие нравы. Плюс, мы видим все с точки зрения одного лишь Дэнни и потому воспринимаем других не совсем объективно.

Мы наслаиваем настоящее на прошлое. Смотрим назад через призму нашего нынешнего опыта, то есть мы сами уже не те, кем когда-то были, мы стали другими, а значит, и прошлое в значительной степени изменилось.

Разрушения Голландского дома не случилось. Возможно, это спойлер. Но лучше, имхо, знать об этом заранее, чтобы не тешить себя ожиданием во время прочтения. Потому что книга все-таки о другом...

Итого

Это была первая моя семейная сага и, возможно, последняя. Для разнообразия почитать можно, но я явно не фанат этого жанра.

А вот фанатам я книгу рекомендую. И коллекционерам, если у красивого издания вдруг будет дополнительный тираж.