Найти тему

Скучая на берегу. Тем не менее о безопасности мореплавания.

Начало здесь.

Как я уже писал ранее, иногда я передаю свой богатый опыт капитана будущим мореплавателям. Небольшое вознаграждение за эту работу помогает мне обеспечивать тропическими фруктами моего весьма привередливого в еде попугая. Временами и мне на ром остаётся.

В этом году мне предстоит ознакомить их с предметом безопасности мореплавания. Думаю, никто не будет спорить, что сохранность жизни человека на море имеет первостепенное значение.

Конечно, основополагающим документом по безопасности мореплавания является международная конвенция по охране человеческой жизни на море – SOLAS-74.

обложка книги, с сайта книжного магазина
обложка книги, с сайта книжного магазина

Но не пристало же мне тупо читать толстенную книгу на занятиях, это они смогут сделать каждый дома. Надо привести примеры из жизни, статистику аварийных случаев в мировом флоте.

Личный опыт аварий у меня за сорок лет весьма скромный: два пожара, одна посадка на мель, один навал на волнолом. Мелочи, как-нибудь расскажу своим читателям при случае.

А вот свежую статистику аварийности в море раздобыть даже во всё знающем интернете оказалось нелегко. Её там просто нет.

Вот и пришлось мне покопаться в своих архивах, где нашлась тетрадка с названием «Безопасность мореплавания». В далёкие времена советского флота все судоводители вели такие тетрадки, куда заносилась информация, поступающая на суда. Эти тетрадки помогали судоводителям анализировать информацию, чтобы в своей практической деятельности не совершать ошибок, которые ранее уже приводили к печальным последствиям. Также ведение этих тетрадок проверялось в службе Безопасности мореплавания пароходства при очередных аттестациях и при рассмотрении повышения судоводителей в звании.

Таким образом, я не видел эту тетрадку с времён получения диплома капитана, приблизительно совпавшим с распадом Советского Союза и последовавшим развалом советского морского флота.

Вот она.

фото автора
фото автора
цитата из произведений Д. Конрада. помещённая на первой странице тетрадки.
цитата из произведений Д. Конрада. помещённая на первой странице тетрадки.
Джозеф Конрад. Писатель-маринист. Рекомендую почитать тем, кто хочет больше знать о море и моряках.
Джозеф Конрад. Писатель-маринист. Рекомендую почитать тем, кто хочет больше знать о море и моряках.
Статистика аварийности за 1974 - 1984 год. Тогда нам регулярно рассылалась Министерством Морского флота СССР.
Статистика аварийности за 1974 - 1984 год. Тогда нам регулярно рассылалась Министерством Морского флота СССР.
Это один из пожаров, свидетелем и участником тушения которого я был. В списке наказанных меня нет, я тогда был мелкой сошкой, вторым помощником капитана, за безопасность судна ответственности не нёс.
Это один из пожаров, свидетелем и участником тушения которого я был. В списке наказанных меня нет, я тогда был мелкой сошкой, вторым помощником капитана, за безопасность судна ответственности не нёс.

В тетрадке много случаев аварий и катастроф на море 80-х годов двадцатого века. Самой громкой катастрофой того времени явилась гибель пассажирского судна "Адмирал Нахимов" в результате столкновения с сухогрузом "Петр Васев".

-7
-8
конспект официального приказа о столкновении "Адмирала Нахимова" и "Петра Васева". фото автора.
конспект официального приказа о столкновении "Адмирала Нахимова" и "Петра Васева". фото автора.

В интернете можно найти более подробное описание трагедии и даже видео о тех событиях. Но для профессионалов важно иметь именно официальную информацию.

Вот эту тетрадку я буду использовать на занятиях, а также личные воспоминания и знания. Надеюсь быть полезным в деле воспитания нашей смены на морских и речных просторах.

Благодарю за прочтение.

#капитан #безопасность мореплавания #адмирал нахимов #конрад