Друзья, эту статью я пишу вечером 14 января. Вы будете читать её 15-го, с 5:00, то есть по моему обычному графику. Но я-то не могу не высказаться прямо по горячим следам.
Буквально только что завершилась онлайн-встреча с канадским автором Гаем Гэвриелом Кеем, которого лично я считаю лучшим современным автором в смешанном жанре альтернативной истории и такового вот «мягкого» фэнтези (если возьмём за основу разграничение между «мягким» и «жёстким» роком). Впрочем, фэнтези у него сквозило в первых романах, а теперь уже много лет Кей пишет то, что к каноническому фэнтези имеет отношение весьма мало. И именно этим его романы, на мой взгляд, прекрасны, именно поэтому уникальны.
Взять у писателя интервью в режиме онлайн, причём именно для русскоязычных читателей, - замечательная идея! За это спасибо издательству «Fanzon», которое сейчас переиздало «Тигану» Кея и уже подготовило переиздание «Львов Аль-Рассана» (книга выйдет в апреле).
Кстати, в «Фанзоне» заверили, что постепенно будут переизданы все романы Кея, в том числе дебютная трилогия «Гобелены Фьонавара», классическая монументальная «Сарантийская мозаика» и даже последние романы, которые не так давно выходили в «АСТ» в серии «Мастера фантазии». Новость воодушевляющая, поскольку мне «АСТовские» издания не нравятся категорически.
В рамках часовой встречи 14 января Кей немного рассказал о новом романе «Все моря мира», который выходит на английском в мае и тоже скоро будет издан у нас (думаю, в этом году или в самом начале следующего, потому что «Фанзон» уже выкупил права на книгу и стал готовить к изданию). Действие происходит в эпоху, очень похожую на европейский Ренессанс (кстати, а вы знали, что в нашей культуре тоже были начатки Ренессанса – так называемый Проторенессанс, - несмотря на цепкую хватку церкви? Да-да, было такое. Но быстро закончилось, увы). «Очень похожую» я говорю потому, что у Кея все сюжеты разворачиваются в некоем альтернативном мире, который вдохновлён нашим, вдохновлён историческими событиями и деятелями разных стран, но не повторяет их зеркально. Большего писатель пока не сказал, не раскрывая интриги. Кроме того, что в новой книге повторится фирменный кеевский сюжет, когда герои покидают родной дом и учатся выживать в новых, обычно социально враждебных, условиях.
Про новый роман я немного рассказывала в этой подборке:
Кстати, писатель отметил, что этот мотив лично для него значим: его собственные предки по материнской линии когда-то эмигрировали из… России в далёкую холодную Канаду, которая их не очень-то ждала. Правда, я думаю, что эти предки были скорее украинцами, поскольку давно известно, что в Канаде сложилась сильная и многочисленная именно украинская диаспора. На это косвенно указывает и тот факт, что в дебютной трилогии Кея «Гобелены Фьонавара» одним из знаковых персонажей является парень по имени Дэйв Мартынюк. Говорящая фамилия, правда?
Я записала несколько ключевых мыслей, которые сам Г.Г. Кей высказал о собственном творчестве. Правда, даю их в своём свободном переводе:
- «Я никогда не знаю, какая книга будет следующей, когда заканчиваю предыдущую».
- «Я не хочу и не люблю повторять то, что уже когда-то делал. Меня спрашивают: «Вернётесь ли вы в Катаю, в Византию, во Фьонавар?» Но я люблю обращаться к новым историческим эпохам, искать новых героев».
- «Для меня всё всегда начинается с конкретной эпохи и конкретного места, а потом я продумываю, какие темя мне затронуть. И на этом этапе, на этапе рассмотрения идей, ко мне начинают приходить персонажи. И только на третьем месте для меня сюжет. Для меня первична тема, затем герой, и только потом сюжет».
На вопрос о влиянии Толкина на его творчество (Кей, будучи студентом, помогал Кристоферу Толкину разбирать отцовский архив и работал над подготовкой первого издания «Сильмариллиона»; первое собственное произведение Кея – «Гобелены Фьонавара» - было так явно навеяно «Властелином Колец», что автора не раз упрекали в подражании) Гай Гэвриел ответил, что этот вопрос ему нравится, потому что он готов с ним поспорить. «Мне кажется, мы слишком много времени проводим, выискивая влияние. Важно то, что происходит в вашей собственной жизни. Скажем, смерть моего отца или то, что я сам стал отцом, гораздо важнее для моих книг, чем любое влияние извне. Да, какие-то люди могут повлиять на тебя по мере взросления, но по мере того, как крепнет талант, гораздо важнее становится ваша собственная жизнь. Но одно имя я всё-таки точно могу назвать, - это Уильям Шекспир».
Кей признался, что не читает современных авторов фэнтези. Да и вообще художественной литературы читает мало. «Главным образом я читаю нон-фикшн по истории, потому что это нужно мне для исследований», - скромно признался писатель.
«Я скептически отношусь к тому, что одни писатели учат других, как им работать. Я могу только рассказать, как работаю я сам. Я никогда не писал плана книги – не делал этого в самом начале, когда мне было 24, не делаю этого и сейчас, когда мне на четыре десятка больше. То ощущение, когда я по утрам сажусь писать и сам ещё не знаю, куда история поведёт моих героев, и даёт мне силы творить. Это невероятный адреналин. Грэм Грин говорил, что писатель, следующий плану, - уже не писатель, а стенографист. В то же время Дороти Даннет, с которой я подружился много лет назад, приступая к работе над огромным историческим циклом из шести романов, написала подробнейший план всех шести частей. И ему следовала. Я хочу сказать, что искусство, творчество – это дело сугубо личное. Каждый автор, художник, музыкант должен нащупать собственный стиль. Здесь не может быть никаких рецептов».
Гай Гэвриел Кей родился 7 ноября 1954 года. То есть сейчас ему 67 лет. По образованию он юрист, но много лет назад оставил практику, чтобы посвятить себя писательскому труду.
Его книги выдержали испытание временем и до сих пор востребованы у читателей. Об этом свидетельствует прямо-таки ажиотаж, возникший с переизданием от «Фанзона», ведь первый тираж «Тиганы» уже почти раскуплен. Русскоязычная публика словно заново открыла для себя Кея, и я этому рада. Мне он нравится с 15 лет: тогда, в начале 2000-х, «Эксмо» выпустило его «Гобелены Фьонавара» с пометкой «Верный последователь Толкина» на обложке. И я, фанатка «Властелина Колец», сначала привлеклась громкой фамилией, а потом влюбилась и в сами романы Кея.
Со временем его стиль изменился, стал более чистым, что ли. Теперь его стезя – альтернативная история. Кей признанный мастер. При этом он производит впечатление скромного и даже стеснительного человека, которого внимание и слава и греют, и тяготят. Мне вдвойне приятно, что любимый писатель оказался ещё и чрезвычайно приятным в общении человеком.
Ваша Ариаднина нить.
#гай гэвриел кей #альтернативная история #современная литература #фэнтези #канадская литература #издательство "fanzon" #издательство "Фанзон"