Найти тему

Почему бизнес должен изучать психологию и как не повторить судьбу «пиратского Netflix»

В отчёте по отраслевому мониторингу увидела знаковую новость: закрылся крупнейший пиратский онлайн-кинотеатр Popcorn Time, который называли «пиратским Netflix». Восемь лет (а существует он с 2014 года) проект успешно отбивался от правообладателей, которые всеми правдами и неправдами пытались растереть его в порошок, но погубило пиратов другое.

Беда пришла откуда не ждали: людям просто надоело плясать с бубном из-за сложностей с просмотром халявного контента и они ушли за удобством к сервисам платных онлайн-кинотеатров. Заметили, как много их появилось в последнее время? Между сомнительной экономией и комфортом пользователи выбрали второе.

И так во всём: поведение человека преображается с невероятной скоростью. Люди стремительно меняют свое отношение к покупкам, сервису, досугу и тд.

Нынешняя парадигма потребления во всей красе
Нынешняя парадигма потребления во всей красе

Например, если ещё относительно недавно новый год ассоциировался с безудержным пьянством, тазами салатов, залитых майонезом, и “Пугачёвой” в телевизоре, то сейчас ситуация медленно, со скрипом, но меняется. Первого января люди проводят на катках, на горках, в лесу, в спортзалах. Даже злосчастные фейерверки хоть по-прежнему и запускают, но появилось много тех, кто относится к этому критически публично.

Я это к чему. Картина потребления чуть ли не каждый день перерисовывается, поскольку меняются люди, их потребности и привычки. Это значит, что успех любого бизнеса будет напрямую зависеть от того, насколько внимательно он изучает психологию клиентов. Скажем, многие инструменты, которые прекрасно работали до ковида, сегодня можно если не выбросить на помойку, то убрать на дальнюю полку в чулане. Например, контекстная реклама, flash-баннеры на сайте или кросс-постинг в социальных сетях.

"О сколько нам мгновений чудных" дарили эти замечательные интернет-баннеры из 90-х
"О сколько нам мгновений чудных" дарили эти замечательные интернет-баннеры из 90-х

И наоборот — появилось много нового и интересного. Всё больше компаний создают экосистемы — цепочки услуг, основанные на серьезной аналитике человеческого поведения. Если говорить о российских продуктах, то это, конечно, “Яндекс”, “Сбер”, проекты “Мэйл групп”. Если человек доверяет, например, “Сберу”, то абсолютно нормально, если он будет смотреть кино в онлайн-кинотеатре “Окко”, который является частью сберовской экосистемы.

Надо отметить, что любопытные идеи генерируют не только гигантские, сверхбогатые корпорации, но и компании поменьше. Например, “Додо-пицца” стала “выпускать” кэшбэк-валюту, которую можно потратить на что угодно: от закусок и напитков до пицц любых размеров. Мы в Интерсвязи тоже анализируем эти процессы и даём клиентам то, к чему они привыкли, взаимодействуя с другими сервисами. В первую очередь, это комфорт и удобство. Скажем, даже такая мелочь, как лифт, приходящий ровно в тот момент, когда человек (если он наш абонент) заходит в подъезд (сервис вот-вот начнёт работу) способна облегчить жизнь, ведь его руки могут быть заняты пакетами с покупками. Я считаю, что именно из таких деталей и мелочей складывается неповторимая и очень важная в наше время атмосфера дружелюбия между клиентами и компанией.

В скором времени управлять лифтом можно будет с домофонам и смартфона
В скором времени управлять лифтом можно будет с домофонам и смартфона

Подводя итог, хочу сказать, что не заниматься анализом изменения психологии людей — всё равно, что вбивать гвозди в крышку гроба своего дела.

Конечно, можно ещё долго почивать на лаврах и, условно, “продавать жирный майонез”, даже несмотря на то, что всё больше людей переходят на здоровую пищу, но рано или поздно это приведёт к повторению истории с «пиратским Netflix», с которым просто перестали заморачиваться.