Зарубежные программы разработки истребителей 5-го поколения
Мир эксплуатируемых истребителей 5-го поколения пока представлен лишь американскими F-22 и F-35, российским Су-57 и китайским J-20. Однако еще несколько проектов машин 5-го поколения сейчас находятся в стадии реализации в мире. С некоторыми из них, видимо, предстоит конкурировать российской новинке – легкому тактическому самолету Checkmate.
Ключевым вопросом в судьбе Checkmate, который, очевидно, будет влиять и на перспективы его продвижения на внешний рынок, – внутренний стартовый заказ. Возможность внутренних закупок Checkmate поддержал заместитель председателя Правительства Российской Федерации, курирующий вопросы оборонно-промышленного комплекса, Юрий Борисов. Он заявил, что при планировании новой государственной программы вооружения на 2024-2033 годы будет рассмотрена возможность закупки для Минобороны России легких однодвигательных истребителей 5-го поколения Checkmate. «По своим характеристикам этот самолет обладает очень хорошим потенциалом, у него уже есть возможные покупатели. Два критерия – быстрый вывод на рынок и разумная цена – это характеристики, которые позволят ему занять соответствующую нишу», – сказал Юрий Борисов.
С целью анализа конкурентного окружения и перспектив продвижения Checkmate на мировой рынок проведем краткий экскурс по новым зарубежным программам разработки истребителей 5-го поколения. Проекты в обзоре располагаются по степени их готовности – начиная с тех, в которых уже летают опытные машины, и до существующих пока лишь в виде моделей и макетов.
Вне обзора остались зарубежные истребители 5-го поколения, уже принятые на вооружение. Это американские F-22 (первый полет прототипа состоялся в 1997 году, собрано 195 штук, в 2011 году производство прекращено) и F-35 (первый полет – в 2006 году, серийные поставки с 2012 года, на декабрь 2021 года выпущено около 730 штук), а также китайский J-20 (первый полет – в 2011 году, принят на вооружение в 2017 году, к концу 2021 года поставлено около 150 штук).
Также не рассматривались реализуемые с 2018 года европейские проекты FCAS (Future Combat Air System, его совместно разрабатывают компании Dassault Aviation, Airbus, Indra Sistemas и Thales Group) и Tempest (участвуют Министерство обороны Великобритании, BAE Systems, Rolls-Royce, Leonardo и MBDA). Они позиционируются как проекты уже 6-го поколения.
Китай – FC-31 «Гуин»
Китайский легкий истребитель 5-го поколения «Гуин» (鹘鹰) – «Кречет» разработан компанией Шэньян фэйцзи гунсы (瀋陽飛機公司) – Шэньянской авиастроительной корпорацией (ШАК), входящей в состав Чжунго ханкун гуне цзитуань гунсы (中国航空工业集团公司) – Китайской корпорации авиационной промышленности (ККАП, в мире широко известна англоязычная аббревиатура AVIC).
Первый опытный самолет поднялся в воздух 31 октября 2012 года. На его борту стоял номер 31001. Поэтому спотеры, первыми снявшие самолет, назвали его J-31 или «Проект 310» по аналогии с тяжелым истребителем 5-го поколения J-20, на первом летном экземпляре которого стоял бортовой номер 2001. Однако если J-20 разрабатывался по заказу военно-воздушных сил Народной освободительной армии Китая (ВВС НОАК), то второй китайский истребитель 5-го поколения был, согласно официальным заявлениям ШАК, полностью инициативной программой шэньянских авиастроителей. Разработка и проектирование самолета велось при независимом финансировании, денег от НОАК на него не поступало.
Впервые публичный показ самолета состоялся в ноябре 2014 года на 10-м международном авиакосмическом салоне в Чжухае. Тогда же было официально объявлено, что самолет называется FC-31鹘鹰战斗机 (Гуин чжандоуцзи) – истребитель FC-31 «Кречет». На следующем чжухайском авиашоу в 2016 году было продемонстрировано видео, на котором уже фигурировало это название. А начиная с чжухайской выставки 2018 года на модели самолета, выставляемой на стенде ККАП, на левом борту стоит надпись FC-31.
Сокращение FC используется в Китае для экспортных моделей самолета и означает всего лишь «Fighter China» – «Истребитель, Китай». Тем самым разработчики четко давали понять: самолет может поставляться инозаказчикам. Индекс же с латинской буквой J присваивается истребителям, стоящим на вооружении ВВС НОАК. Он появился очень просто: в НОАК истребители обозначают иероглифом «цзянь» (殲) – что переводится как «истребитель», дополненный порядковым номером. Английская транскрипция иероглифа выглядит как Jiān, отсюда и буква J в обозначении (Также в Советском Союзе в 1923-40 годах все истребители в ВВС Красной Армии обозначались буквой И с порядковым номером).
На сегодня замечены в полете четыре опытных экземпляра FC-31. Снимки второго опытного «Кречета» впервые появились 26 декабря 2016 года. Третий прототип, впервые замеченный в полете в июне 2020 года, считается наиболее близким вариантом к серийному образцу.
«Кречет» позиционируется как конкурент и менее дорогостоящая альтернатива на мировом рынке американского малозаметного истребителя 5-го поколения F-35. По заявлениям разработчиков, «FC-31 предназначен, прежде всего, для стран, не имеющих возможностей приобрести зарубежные истребители 5-го поколения (подразумевается, естественно, F-35. – Ред.) по финансовым показателям военного бюджета или ограничениям на экспорт, наложенные на эти страны по военно-политическим аспектам». Стоимость FC-31 оценивается примерно в $ 70 млн.
На первом опытном «Кречете», как рассказал в ноябре 2012 года заместитель гендиректора РСК «МиГ» Владимир Барковский, были установлены два российских двигателя РД-93 тягой на форсаже 8,8 т каждый. Это модификация двигателя РД-33 (стоят на истребителях МиГ-29) с нижним расположением коробки агрегатов. 93-й был специально создан для китайского легкого экспортного истребителя FC-1. В дальнейшем на FC-31 будет стоять по два китайских аналога РД-93 – двигатели WS-13E тягой 11 т авиастроительной корпорации Гуйчжоу (тоже дочернее предприятие холдинга ККАП). Базовый WS-13 тягой 9 т был разработан для FC-1 и с 2015 года проходил летные испытания. В 2019 году было объявлено, что в будущем на FC-31 планируется ставить два более мощных китайских двигателя WS-19 тягой по 12 т, обеспечивающих сверхзвуковой полет без форсажа.
Внутренний отсек вооружения FC-31 находится в нижней части фюзеляжа. В нем могут размещаться до 4 ракеты среднего радиуса действия класса «воздух-воздух» PL-15 общей массой 2 т. Как американский F-35, «Кречет» может нести на шести узлах внешней подвески под крыльями дополнительное вооружение, например, ракеты ближнего радиуса действия PL-10 и среднего PL-12 общей массой до 6 т.
Однако при всей экспортоориентированности FC-31 китайские самолетостроители четко понимают, что продвижению их детища за рубеж в первую очередь будет способствовать внутренний заказ. С большой вероятностью можно предположить, что уже принято положительное решение о закупке «Кречета» в качестве корабельного истребителя для национальных военно-морских сил (ВМС). 29 октября 2021 года в интернете появились снимки, возможно, первого полета четвертого опытного экземпляра самолета. Самолет был без бортового номера, выкрашен зеленой грунтовкой. По мнению эксперта Ксавье Вавассер (Xavier Vavasseur) из журнала Naval News, это явно модификация FC-31, адаптированная для корабельного использования. Площадь крыла и хвостового оперения увеличены для маневрирования на малых скоростях. Плоскости крыла оборудованы механизмом их складывания, для уменьшения занимаемой площади при стоянке на борту авианосца. Изменена форма фонаря кабины для улучшения обзора в нижней полусфере. Над носовой стойкой шасси стоит устройство, явно представляющее собой штангу для запуска с использованием катапульты. Считается, что такой версией «Кречета» будут оснащаться авианосцы, называемые за рубежом «Тип 003». В настоящее время недалеко от Шанхая строится первый авианосец такого типа. Он сопоставим по размерам с авианосцами класса Gerald R. Ford ВМС США.
С первых двух авианосцев Китая, прототипом для которых был российский авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», самолеты взлетают с трамплина. Однако трамплинный старт требует высокого соотношения тяги двигателя к взлетной массе, что автоматически ведет к ограничению боевой нагрузки. На «Типе 003» взлет будут обеспечивать три бортовые электромагнитные катапульты.
Впервые этот палубный вариант «Кречета» был замечен в июне 2021 года на наземном аэродроме ВМС НОАК в Ухане, представляющем собой полноразмерный макет палубы авианосца «Тип 003». Пока Китай никак не называет эту версию FC-31, а в сети его окрестили J-XY или J-35. Но при принятии палубного «Кречета» на вооружение ВМС НОАК, он, естественно, получит свое обозначение через 殲/J.
В качестве стартовых зарубежных покупателей FC-31 по неофициальным данным рассматриваются ВВС Пакистана и Ирана. У Китая и Пакистана имеется положительный опыт реализации совместных программ создания истребителей на примере FC-1, эксплуатируемых в пакистанскими ВВС под обозначением JF-17. В настоящее время Пакистан проявляет заинтересованность в приобретении 30-40 истребителей FC-31.
Китай предлагает потенциальным покупателям «Кречета» различные варианты комплектации бортового оборудования и системы управления вооружением, широкий спектр авиационных средств поражения, а также кооперацию с национальными авиационными предприятиями стран-импортеров. Если после поставок в ВМС НОАК начнутся зарубежные продажи FC-31, то «Кречет» повторит судьбу американского самолета F/A-18 Hornet. Тот сначала поставлялся в ВМС США как палубный истребитель-бомбардировщик, а затем стал «сухопутной» машиной в ВВС Австралии, Испании, Канады, Кувейта, Малайзии, Швейцарии и Финляндии.
Япония – F-X
В конце 1990-х годов Япония, отвечая на потенциальные угрозы окружающих ее стран и стремясь обновить свой стареющий парк истребителей Mitsubishi F-2, обратилась к США с запросом о покупке нескольких истребителей 5-го поколения F-22 Raptor компании Lockheed Martin. Однако Конгресс США в 1997 году запретил экспорт этих самолетов в любые страны, стремясь защитить критические технологии малозаметности. Этот отказ вынудил Японию начать в 2004 году разработку собственного современного истребителя, обладающего малой заметностью и оснащенного передовыми системами. Программа разработки полномасштабного демонстратора технологий такого истребителя 5-го поколения была объявлена в 2007 году и получила название ATD-X (Advanced Technology Demonstrator), а сам прототип – X-2. Головным разработчиком выступила компания Mitsubishi Heavy Industries (MHI). Целью программы стало создание и достижение высоких боевых возможностей истребителя на уровне лучших мировых образцов самостоятельно за счет применения передовых достижений национальной промышленности в частности в области создания электронно-компонентной базы, радиопоглощающих и термостойких материалов. В 2007 году первый полет X-2 планировался на конец 2014 года, однако фактически выкатка летного прототипа состоялась лишь 28 января 2016 года, а его первый полет – 22 апреля того же года. По сути, тогда Япония стала четвертой после США, России и Китая страной, создавшей истребитель 5-го поколения.
Взлетный вес X-2 составил около 13 т, хотя в 2007 году официально заявлялось о 9-тонном прототипе. Самолет был оснащен двумя двигателями XF5-1 тягой по 5 т разработки японской корпорации IHI (Ishikawa Heavy Industries). По мнению разработчиков, они были способны обеспечить сверхзвуковой полет без использования форсажа. Однако при разработке двигателя японские инженеры столкнулись с рядом технических проблем, в частности, в создании лопаток компрессора и турбины, которые должны выдерживать высокие температуры, а также вибрацией. Проблемы в разработке системы управления двигателем отмечались в качестве основных при переносе срока первого полета.
Экспериментальную программу ATD-X планировалось завершить к 2018 году, выполнив около 50 испытательных полетов. На основе прототипа должен был быть создан серийный истребитель Mitsubishi F-3, производство которого должно было начаться в середине 2020-х годов. К марту 2018 года удалось провести 34 полета X-2. Этого посчитали достаточным, закрыв программу ATD-X в июле 2018 года. По ее итогам было объявлено, что для завершения проекта создания нового истребителя Японии потребуется привлечь международных партнеров.
Изначально предполагалось, что основным партнером по проекту может стать американская компания Lockheed Martin, которая в рамках программы японского национального истребителя создаст проект в виде гибрида F-22 и F-35. Это могло стать частью офсетных программ при выполнении контракта по поставке 42 истребителей F-35, подписанного Японией с Lockheed Martin в 2011 году. Вместе с тем, хотя в рамках того контракта и было объявлено о создании в Японии сборочной линии F-35, передача наиболее чувствительных технологий по той программе также не предусматривалась.
В марте 2017 года Япония и Великобритания подписали соглашение об изучении возможности совместной разработки будущего истребителя. К работам подключилась британская BAE Systems, в основу проекта которой лег истребитель Eurofighter Typhoon. Япония и Великобритания также дополнительно изучили возможность сотрудничества в рамках проектов F-X и Tempest.
По сообщениям СМИ, на запрос о партнерстве также откликнулись американские компании Northrop Grumman и Boeing. Первая предложила модернизированный проект YF-23. Изначальная версия YF-23, разработанная в конце 1980-х годов, проиграла в апреле 1991 года в американском тендере по истребителю 5-го поколения как раз F-22. Предложение Boeing основывалось на модернизированной версии истребителя F-15, а позже – на F/A-18E/F Super Hornet.
К октябрю 2018 года Минобороны Японии исключило из списка возможных вариантов и модернизированные F-15, и Eurofighter Typhoon. Вызывал сомнения и гибридный F-22/35 из-за ожидаемой слишком высокой цены (называлась стоимость одной машины до $ 177 млн), а также опасений из-за запрета экспорта технологий из США.
В начале февраля 2019 года японское оборонное ведомство объявило, что решило остановиться на программе Future Fighter («Истребитель будущего») под руководством японского подрядчика. Хотя не исключалась возможность участия иностранных партнеров, планы по разработке на основе уже существующих зарубежных истребителей исключались. В рамках оборонного бюджета на 2020 финансовый год был представлен новый концептуальный образ истребителя-невидимки, а название программы было официально изменено с Future Fighter на F-X.
В марте 2020 года Минобороны официально отклонила проекты, предложенные Lockheed Martin (на основе F-22/35), Boeing (на основе F/A-18E/F) и BAE Systems (улучшенный вариант Eurofighter Typhoon). Головным разработчиком F-X в октябре 2020 года была вновь объявлена компания MHI. Зарубежное партнерство опять же не исключалось. Окончательный выбор иностранного партнера Япония собирается сделать в начале 2022 года.
Планируется, что самолет будет больше, чем F-22 Raptor, из-за чего в журнале Aviation Week самолет был в шутку назван «Годзилла». Он будет иметь большую дальность полета и большую боевую нагрузку, чем «Раптор». На F-X планируется поставить два двигателя XF9-1С компании IHI с максимальной тягой 15 т. В декабре 2021 года сообщалось о заключительном этапе переговоров о сотрудничестве Rolls-Royce и IHI по разработке двигателей. Начало совместных работ ожидается с апреля 2022 года.
Стоимость программы оценивается примерно в $ 40 млрд. Первый полет опытного образца планируется в 2028 году, начало серийного производства в 2031 году, достижение первоначальной оперативной готовности – 2035 год. В рамках программы планируется закупить для ВВС Японии 100 самолетов.
Республика Корея – KF-21 Boramae
Проект по созданию нового малозаметного одноместного двухмоторного многофункционального истребителя был анонсирован президентом Республики Корея Ким Дэ Чжуном в марте 2001 года. Первая фаза по определению возможности создания малозаметного южнокорейского истребителя, наличию необходимых технологий и определению облика самолета была завершена в декабре 2012 года. Последовал вывод, что Республика Корея обладает только 63 % технологий, необходимых для создания истребителя 5-го поколения. Поэтому заявлялась необходимость участия в программе иностранных партнеров. В качестве такового была выбрана компания Lockheed Martin. Этот выбор был не случаен. Правительство Республики Корея заключило с Lockheed Martin в сентябре 2014 года контракт на поставку 40 истребителей 5-го поколения F-35. Был уже и опыт плодотворного сотрудничества корейской KAI (Korea Aerospace Industries) с Lockheed Martin: в рамках офсетного соглашения к контракту на поставку истребителей KF-16C/D (корейская версия F-16) был разработан турбореактивный учебно-тренировочный самолет повышенной подготовки T-50 Golden Eagle. Подобную схему было принято решение реализовать и при создании южнокорейского истребителя 5-го поколения, получившего название KF-X. В июле 2010 года к проекту присоединилась Индонезия.
Работа над проектом стартовала в 2015 году. Планировалось, что разработка самолета в 2016-2026 годах включая изготовление двух образцов для наземных испытаний, шести летных образцов и двухлетнего цикла летных испытаний обойдутся в $ 7,7 млрд. Последующее производство до 140 самолетов в период до 2032 года оценили еще в $ 8,8 млрд. Из них 120 истребителей предназначается для южнокорейских ВВС, а 20 – индонезийским. 60 % затрат на себя берет Правительство Республики Корея, 20 % - Правительство Индонезии, остальные 20 % – Lockheed Martin.
В контракт, подписанный с Lockheed Martin в сентябре 2014 года, в обмен на покупку 40 F-35 были включены обязательства по передаче Республике Корея 25 технологий, которые использовались при создании F-35A. Однако передача четырех наиболее критичных технологий была заблокирована правительством США. Это были радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), подвесной оптико-электронный прицельный контейнер, инфракрасная поисковая и радиочастотная система помех, а также инфракрасная система поиска и слежения. Отмечалось, что уровень локализации с учетом указанных ограничений составляет 60-65 %. Но южнокорейские компании, участвовавшие в программе KF-X, были намерены его существенно повысить, используя потенциал национальной промышленности.
Сами корейцы скромно отнесли свой истребитель к поколению 4,5. Самолет будет оснащен двумя модернизированными двигателями типа F414 компании General Electric тягой 5,9 т на максимальном режиме, а на форсаже – 9,9 т. Максимальная взлетная масса составит 25,4 т, а максимальная скорость полета – 1,9 Маха.
Презентация первого летного образца самолета прошла 9 апреля 2021 года в штаб-квартире KAI в Сачхонe. Он получил официальное обозначение KF-21 Boramae («Сокол»). Газета Jakarta Globe сообщила, что в Индонезии самолет получит обозначение F-33.
Своим внешним видом и аэродинамической компоновкой KF-21 имеет сходство как с японским F-X, так и с F-22 Raptor. Корейский KF-21 отличается чуть меньшими размерами, чем американский F-22; самый большой из них японский F-X. В начале программы первый полет прототипа планировался в 2021-2022 годы, однако на презентации KF-21 было объявлено, что первый полет состоится в июле 2022 года. Первая партия из 40 самолетов для Южной Кореи поступит к 2028 году.
В Сеуле рассчитывают и на экспортный потенциал нового истребителя, основываясь на успехе продвижения в Индонезию, Ирак, Таиланд и Филиппины около ста самолетов T-50 Golden Eagle и созданных на его базе легких истребителей.
Турция – TF-X
В 1999 году Турция выразила заинтересованность в участии в американской программе JSF (Joint Strike Fighter – совместный ударный истребитель), результатом которой стал истребитель 5-го поколения F-35. В июле 2002 года Анкара получила статус партнера «третьего уровня» в этой программе, а в феврале 2007-го подписала соглашение об участии в международной промышленной кооперации по F-35. Турецкие компании брали на себя производство элементов для фюзеляжа, обтекателей, внешней подвески вооружений, шасси и тормозной системы, а также индикаторов кабины и компонентов системы дистанционного управления ракет. Изначально Анкара планировала купить 116-120 F-35A, которые пришли бы на замену устаревающим F-16 ВВС Турции.
Однако в 2010 году между Анкарой и Вашингтоном возникли трения из-за отношений с Израилем, которые привели к задержкам с поставкой или полному отказу США отгружать запчасти для F-16 в Турцию. ВВС Турции обеспокоились, что сходные проблемы возникнут и с F-35. Кроме того, Турция (впрочем, как и некоторые другие зарубежные партнеры по JSF) выразила недовольство из-за отказа США передать исходный код программного обеспечения для F-35.
Результатом всего этого стало объявление 15 декабря 2010 года правительственным Исполнительным комитетом оборонной промышленности Турции о начале работ над собственным истребителем завоевания превосходства в воздухе следующего поколения. В 2011 году был подписан контракт с государственной аэрокосмической компанией Турции (Türk Havacılık ve Uzay Sanayii A.Ş., TUSAŞ) на разработку и изготовление прототипа малозаметного истребителя. По итогам проектирования TUSAŞ предложило три возможных конфигурации самолета: классический фюзеляж с одним и двумя двигателями, а также высокоманевренный одномоторный вариант с фюзеляжем типа «утка-треугольник». В январе 2015 года было объявлено, что выбран вариант с двумя двигателями, получивший название TF-X (TF от Turkish Fighter – Турецкий истребитель).
В декабре 2015 года Министерство оборонной промышленности Турции объявило, что выбрало британскую компанию BAE Systems для оказания помощи в разработке истребителя. В тот же день компания Rolls-Royce предложила вести с турецкими партнерами совместную разработку и производство двигателя для TF-X, используя технологии двигателя EJ200 (стоит на европейском истребителе Eurofighter Typhoon).
Контракт на проектирование и разработку истребителя был подписан между Министерством национальной обороны Турции и TUSAŞ 5 августа 2016 года. В январе 2017 года было подписано соглашение между BAE Systems и TUSAŞ о сотрудничестве в разработке самолета, а в мае того же года Rolls-Royce и турецкая Kale Group создали совместное предприятие для разработки и производства двигателя для TF-X. Но тут в двигательные дела вмешалась американская компания General Electric в лице ее турецкого партнера TUSAŞ Engine Industries, которая заявила, что тоже будет участвовать в разработке двигателя для TF-X. В октябре 2018 года в турецких СМИ появилось сообщение, что некоторое количество истребителей из начальной партии будут оснащаться двигателем F110 компании General Electric (версии этого мотора ставились на различные модификации американских истребителей F-14, F-15 и F-16). В итоге 4 марта 2019 года Rolls-Royce объявила о выходе из совместного предприятия, объяснив свое решение спорами о совместном использовании интеллектуальной собственности.
В тоже время в 2014-15 годах Турция подписала твердые контракты на поставку 6 F-35A, выразив намерение приобрести в общей сложности 100 таких машин. 30 июня 2018 года на предприятии Lockheed Martin в Форт-Уэрте (штат Техас) прошла церемония передачи Турции первого F-35. В июле его и еще три машины передали на базу ВВС США Люк (штат Аризона) для обучения летчиков, где в августе турецкий пилот выполнил на F-35 первый полет. Однако еще 18 июня 2018 года Сенат США одобрил законопроект, запрещающий передачу Турции F-35. В августе его подписал президент США Дональд Трамп (Donald Trump). Запрет вводился из-за опасений по поводу намерения Турции закупить российские системы ПВО С-400, которые якобы ставили бы под угрозу секреты F-35. По сути это было политическое давление с целью сорвать контракт по С-400. Но Анкара на попятную не пошла. В результате после поставки в Турцию российских С-400 17 июля 2019 года Соединенные Штаты объявили, что Турция исключена из программы F-35. К началу 2020 года были расторгнуты все контракты на поставку турецких комплектующих для F-35. Это вынудило Lockheed Martin искать альтернативных поставщиков.
Такое развитие событий только укрепило решимость Турции создать свой собственный истребитель. Несмотря на американские санкции в программе F-35, британская BAE Systems осталась в турецкой программе, как и американская General Electric.
В июне 2019 года макет TF-X был презентован на международном авиасалоне Paris Air Show 2019. 30 июня 2021 года ВВС Турции провели официальную презентацию программы TF-X для прессы тоже с демонстрацией макета. Были официально объявлены основные характеристики истребителя: улучшенная аэродинамика и силовая установка, сверхзвуковая скорость, достаточный и оптимизированный радиус боевого применения, усовершенствованные мультиспектральные датчики и системы радиоэлектронной борьбы, малая заметность, улучшенные возможности передачи данных, использование высокоточного оружия.
Производство первого летного экземпляра, получившего название Block-0, будет завершено в 2025 году, а его первый полет состоится в 2026-м. До этой даты TUSAŞ планирует изготовить 3 прототипа для наземных испытаний. Предсерийный вариант Block-1 планируется разработать до 2029 года. 10 таких машин будут поставлены ВВС Турции в 2030-33 годах. Не исключено, что они будут оснащены двигателями General Electric F110. Фюзеляж TF-X будет изготовлен из тех же усовершенствованных углеродных композитов на основе тех, которые TUSAŞ создала для F-35. Для истребителя создается современный радар с АФАР и электронным сканированием. В 2034-40 годах планируется поставка серийных машин как в национальные ВВС, так и на экспорт.
Индия – AMCA
После того, как индийский легкий боевой самолет (Light Combat Aircraft, LCA) Tejas в январе 2001 года начал свои летные испытания, ВВС Индии заявили о намерениях получить отечественный средний истребитель, названный MCA (Medium Combat Aircraft). Проработку концепции самолета начало государственное Агентство авиационных разработок (Aeronautical Development Agency, ADA), входящее в Организацию оборонных исследований и разработок (Defence Research and Development Organisation, DRDO). Первые результаты проработок были обнародованы в феврале 2009 года на выставке Aero India 2009 в Бангалоре. Это был одноместный истребитель с двумя двигателями, обладающий малой заметностью. Изначально планировалось, что самолет будет относиться к 15-тонному классу. Он предназначался для замены основных на тот момент в ВВС Индии ударных истребителей Mirage 2000 и Jaguar.
В апреле 2010 года проект был переименован в AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft – перспективный средний боевой самолет), а ADA опубликовало его подробное технико-экономическое обоснование. В соответствии с новыми требованиями ВВС Индии для AMCA, масса самолета выросла до 25 т, и теперь он рассматривался как будущая замена Су-30МКИ, ставшего к тому времени основным истребителем ВВС Индии.
Параллельно с проектом AMCA Индия с 2010 года участвовала в совместной с Россией программе создания двухместного истребителя 5-го поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Он представлял собой российский Су-57, в который были бы внесены в общей сложности 43 усовершенствования, включая новые датчики, сетевые соединения и боевую авионику. Однако в 2018 году Дели вышло из программы, посчитав ее не отвечающей требованиям своих ВВС. Так AMCA остался в Индии единственным проектом истребителя пятого поколения.
Тем временем в 2013 году началось предварительное проектирование AMCA. С ноября 2013 года по декабрь 2014 года были изучены 9 различных конфигураций истребителя, модели которые продувались в аэродинамической трубе и проходили испытания по радиолокационной заметности. В конечном итоге к концу 2014 года была выбрана конфигурация 3B-09. В 2016 году после значительных доработок проект AMCA был одобрен ВВС Индии и принят к дальнейшей реализации. В 2017 году было заявлено об завершении в основном разработки облика AMCA. В апреле 2018 года министр обороны Индии Нирмала Ситхараман (Nirmala Sitharaman) сообщила, что программа будет реализована в два этапа – этап демонстрации технологий и этап полномасштабной инженерной разработки.
После подготовки технико-экономическое обоснование и этапа предварительного проектирования в феврале 2019 года проект AMCA перешел в стадию детального проектирования. CAD-модель самолета была показана на выставке Aero India 2019.
По состоянию на декабрь 2021 года, первый полет прототипа AMCA ожидается в 2025-26 годах, а серийное производство может начаться с 2030 года. Планируется поэтапно создать две модификации истребителя. AMCA Mark 1 будет создана на основе технологий 5-го поколения, а AMCA Mark 2 будет иметь дополнительные технологические обновления шестого поколения. Также в будущем планируется создать вариант индийского легкого истребителя на основе AMCA.
Планируется закупить 7 эскадрилий по 18 истребителей AMCA каждая. Первые две будут оснащены AMCA Mark 1, остальные пять поступят в конфигурации Mark 2. Вариант Mark 1 изначально планировалось оснастить двумя модернизированными двигателями Kaveri. Он ставится на истребители LCA Tejas. Но тяга двух Kaveri оказалась мала для обеспечения сверхзвукового крейсерского полета 25-тонногно AMCA. Поэтому было решено на Mark 1 ставить импортные двигатели. Выбор остановился на модернизированном F414 компании General Electric, который для своего истребителя KF-X также выбрала Корея. Этот мотор, изначально созданный для американского истребителя F/A-18E/F Super Hornet, ставится также на версию шведского истребителя JAS 39E/F. Индия в 2010 году заказала модификацию F414 для серийной версии разрабатываемого легкого истребителя Tejas Mark 2. Для варианта AMCA Mark 2 планируется использовать новый оригинальный двигатель с тягой 12 т или собственного индийского производства, или разработанный совместно с зарубежным партнером.
Ожидается, что проект AMCA получит одобрение Министерства обороны Индии в 2022 году. Тем временем в 2021 году компания Mishra Dhatu Nigam уже начала поставку титановых заготовок для конструкции планера первого опытного AMCA.
Иран – Qaher-313
2 февраля 2013 года в рамках церемоний праздничной недели «Десять дней рассвета» (отмечается в Иране с 1 по 11 февраля в честь победы Исламской революции 1979 года) президент страны Махмуд Ахмадинежад и министр обороны Ахмад Вахиди провели для СМИ презентацию проекта нового истребителя. Самолет присутствовал в виде полноразмерного макета. Он был назван Qaher-313 (قاهر-313) – «Неотразимый» (также встречаются варианты обозначения Ghaher-313, Q-313 и F-313). Номер 313 был выбран неслучайно: это число мусульманских воинов в битве при Бадре – первом крупном сражение мусульман во главе с пророком Мухаммадом против язычников в 624 году, победа в котором способствовала быстрому распространению ислама.
По заявлениям на презентации, Qaher-313 был разработан Иранской авиационной промышленной компанией (Iran Aviation Industries Organization, IAIO) совместно с подразделениями Министерства обороны и ВВС Исламской Республики Иран. Представленный Qaher-313 имел отличительные черты самолета 5-го поколения с малой радиолокационной заметностью. Самолет имел аэродинамическую схему «утка» с передним горизонтальным оперением. Его яркой отличительной особенностью стали загнутые вниз законцовки консолей крыла. На презентации утверждалось, что фюзеляж покрыт современным покрытием, которое минимизирует радиолокационную заметность. Предполагается, что у истребителя есть внутренние отсеки вооружения.
Как писал журнал Flight Global, «учитывая очевидные небольшие размеры самолета и его однодвигательную конструкцию, Qaher-313 может оснащаться модификациями реактивного двигателя J85 компании General Electric, которые, как известно, находятся в распоряжении Ирана». Их страна получила до 1979 года вместе с американскими истребителями F-5. Высказывались также предположения о возможности использования более новых двигателей из России и Китая.
Зарубежные эксперты выразили большие сомнения, что в 2013 году был показан прототип, способный летать. Военный авиационный журналист Дэвид Ченчиотти (David Cenciotti) в интернет-издании theaviationist.com заявил, что самолет имеет «неправдоподобную аэродинамику и голливудский блеск, и слишком мал, чтобы быть настоящим истребителем, а его кабина экипажа слишком проста и похожа на кабину маленького частного самолета».
В апреле 2017 года официальные СМИ Ирана продемонстрировали видео рулежки опытного образца Qaher-313 с бортовым номером 08. Этот самолет имел увеличенную по сравнению с первым показанным прототипом кабину, два двигателя, а также головку инфракрасной системы поиска и слежения перед передней стойкой шасси. Объявлялось, что легкий истребитель Qaher-313 готов к летным испытаниям.
Этот прототип вызвал больше доверия у мировой авиационной общественности. Тот же Ченчиотти, например, писал: «Хотя новый прототип не является полной шуткой, как его предшественник, все же довольно сложно сказать, сможет ли он безопасно взлетать и садиться без дальнейших модификаций. Воздухозаборники выглядят по-прежнему слишком маленькими (как было сказано в 2013 году, они больше напоминают таковые у беспилотников). Крыло также имеет небольшие размеры и отличается своеобразной конструкцией с наклоненной вниз внешней частью, эффективность которой не ясна».
Новых фото и видео о ходе испытаний Qaher-313 до сих пор не было. Правда, в марте 2021 года замминистра обороны Ирана бригадный генерал Касем Тагизаде (Qasem Taghizadeh) заявил, что «программа создания отечественного истребителя-невидимки Qaher-313 в ближайшее время будет завершена, первый опытный образец находится на стадии финальной сборки и будет передан на испытания в ближайшем будущем».
Пакистан – Azm
На уровне картинок пока существует пакистанский истребитель 5-го поколения, создаваемый в рамках «проекта Azm». Эта программа была официально объявлена пакистанскими ВВС еще в июле 2017 года. Она предусматривает разработку истребителя 5-го поколения, разведывательно-ударного беспилотника дальнего радиуса действия для полета на высотах 4,5-14 км, новых авиационных средств поражения и множества других разработок. В 2017-18 годах секретариат по авиационным исследованиям, инновациям и разработкам (Aviation Research, Innovation and Development, AvRID) Министерства оборонной промышленности Пакистана завершил первый из четырех этапов концептуального проектирования истребителя 5-го поколения. Малозаметный ударный самолет получил обозначение PF-X (от Pakistan Fighter – Пакистанский истребитель). За разработку и производство PF-X отвечает Пакистанский авиационный комплекс (Pakistan Aeronautical Complex, PAC) – крупный подрядчик Министерства обороны и аэрокосмической отрасли страны, штаб-квартира которого расположена в городе Камра провинции Пенджаб.
Первый полет прототипа истребителя ожидается в 2028 году. Пока же был продемонстрирован его внешний вид. Он состоялся в июле 2019 года на королевском международном показе боевой авиационной техники (Royal International Air Tattoo, RIAT), проводимом благотворительным фондом Королевских ВВС Великобритании ежегодно на авиабазе Фэйфорд (графство Глостершир). Туда прибыл военно-транспортный самолет C-130 ВВС Пакистана. На его хвосте и был и был продемонстрирован концептуальный дизайн будущего самолета-невидимки, правда, лишенный каких-либо деталей.
В «Проекте Azm» возможно участие зарубежных партнеров. Одним из первых о намерении присоединиться к пакистанской программе объявила турецкая компания TUSAŞ, сама разрабатывающая истребитель TF-X. Велика вероятность участия в Azm и китайских компаний – давних партнеров Пакистана по военным авиационным программам. Хотя одновременно с работами по программе своего истребителя 5-го поколения Пакистан проявил заинтересованность в приобретении в Поднебесной 30-40 истребителей FC-31 «Гуин».
Прогнозы на экспорт 5-го поколения
Почти все перечисленные программы имеют общие особенности:
· предполагают участие ведущих западных разработчиков истребителей США Lockheed Martin или Великобритании BAE Systems, за исключением китайского FC-31;
· планируют использовать, по крайней мере, на начальном этапе, двигатели иностранного производства F414 или F110 американской компании General Electric, кроме FC-31 имеющего китайский двигатель и программы F-X Японии, сохраняющей амбиции по созданию национального двигателя с помощью британской Rolls-Royce;
· имеют два двигателя и, соответственно, потенциально большие эксплуатационные расходы и стоимость летного часа, чем истребители с одним двигателем F-35 и Checkmate;
· не располагают также в большинстве своем национальными технологиями присущих истребителям 5-го поколения для создания радара с АФАР, оптико-электронных прицельных систем, круговых информационных систем, инфракрасных и радиочастотных систем помех.
С учетом анализа состояния такие иностранные программы разработки истребителей 5-го поколения как пакистанского Azm, иранского Qaher-313, да и индийского AMCA (с учетом срока создания национального легкого истребителя 3-4-го поколения Tejas более 20 лет) не составят конкуренцию Checkmate на внешнем рынке до 2040 года.
В части турецкой программы TF-X следует отметить, что Турция достигла значимых успехов в разработке, оснащении национальных вооруженных сил и поставке на экспорт тактических беспилотников типа Bayraktar. Однако достижения в сфере боевой авиации пока ограничены техническим обслуживанием, ремонтом и модернизацией американских истребителей 4-го поколения F-16. Успехи в создании самолетов включают турбовинтовой учебно-тренировочный самолет основной подготовки и легкий ударный самолет типа Hurkus, который поставлен ВВС Турции, а также находящийся в разработке учебно-тренировочный самолет с турбореактивным двигателем для повышенной подготовки Hürjet. Заявленные сроки поставки серийных турецких истребителей 5-го поколения в 2034-40 годах как в национальные ВВС, так и особенно на экспорт вызывают сомнения.
Таким образом, главными конкурентами на мировом рынке в период 2022-2041 годов истребителя Checkmate, за исключением тяжелых F-22 и J-20,будут американский F-35, китайский FC-31 и корейский KF-21.
Необходимо также учитывать и тенденции мирового рынка истребителей в период 2022-2041 годов:
· снижение потребностей рынка и количественное сокращение плана закупок с каждым последующим поколением истребителей, особенно 5-го поколения по сравнению с 4-м;
· продолжение производства и закупок истребителей поколения 4+ (F-16 Block 70/72, F-15ЕХ, Rafale, Gripen NG) и увеличение их срока службы до 40 и более лет, что обеспечит их нахождение в боевом составе ВВС минимум до 2060 года;
· ВВС ряда стран Латинской Америки и Африки, имевшие на вооружении истребители 2-го и 3-го поколений, отказались от закупок достаточно значительного количества истребителей последующих поколений в пользу легких ударных самолетов, созданных на базе турбовинтовых учебно-тренировочный машин основной подготовки (американского Т-6 и бразильского А-29) и повышенной подготовки (российского Як-130, южнокорейского Т-50, итальянского М-346 и китайского L-15);
· возрастает роль беспилотников и спектр выполняемых ими не только специальных, но и боевых задач по поражению наземных, надводных и воздушных целей, в том числе во взаимодействии с пилотируемыми авиационными комплексами.
При продвижении Checkmate на внешний рынок нельзя исключать применение закона США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions, CAATSA), вступившего в действие в августе 2017 года. CAATSA предполагает широкий спектр санкций как в отношении российских субъектов военно-технического сотрудничества, так и потенциальных покупателей вооружений у России. Примером применения на практике закона США стал запрет на поставку истребителей F-35 в ответ на закупку Турцией российских систем ПВО С-400.
На основании этих реалий прогноз экспортных поставок истребителей 5-го поколения в 2022-41 годах представляется следующим:
· более 250 (без учета стран-партнеров по программе F-35; с учетом этих стран наиболее оптимистичный прогноз – до 1 500) американских F-35,
· более 150 (оптимистичный – до 300) российских Checkmate
· и примерно по 50 (оптимистичный – до 200) китайских FC-31 и южнокорейских KF-21.
К завершению указанного периода программы разработки истребителей 6-го поколения будут в основном завершены и предложены на внешний рынок. К таким известным программам, требующим отдельного рассмотрения, относятся американская NGAD (Next Generation Air Dominance), европейские FCAS и Tempest, а также японская F-X.