Найти тему
Вижу красоту

190 лет Дулёвскому фарфору: политически заострённые декоры 1930-х

Блюдце с надписью «1917 * XV лет СССР * 1932». Дулёво. Диаметр 14,8 см. Камышинский историко-краеведческий музей / КП 9566. Госкаталог: 13360241. Источник: goskatalog.ru
Блюдце с надписью «1917 * XV лет СССР * 1932». Дулёво. Диаметр 14,8 см. Камышинский историко-краеведческий музей / КП 9566. Госкаталог: 13360241. Источник: goskatalog.ru

Друзья, в 2022 году Дулёвскому фарфоровому заводу исполняется 190 лет. Вновь хочу процитировать книгу «Сказ о дулёвском фарфоре» и показать работы бригады молодых художников.

Поиски и находки // Сказ о дулёвском фарфоре. – М.: «Московский рабочий», 1975. – С. 181–183.

30-е годы – время большой работы художников по созданию нового фарфора, определению художественного лица завода.

Надежда Пащинская-Максимова. Блюдо «За заём тракторизации». 1930-е. Диаметр 26,4 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1551. Госкаталог: 10335768. Источник: goskatalog.ru
Надежда Пащинская-Максимова. Блюдо «За заём тракторизации». 1930-е. Диаметр 26,4 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1551. Госкаталог: 10335768. Источник: goskatalog.ru

Первая Всесоюзная конференция художников стекло-фарфоро-фаянсовой промышленности (начало 1931 г.) и проходившая через год после неё конференция художников-керамиков РСФСР поставили перед заводами конкретные художественные задачи. Особое внимание обращалось на характер рисунков и улучшение качества росписи фарфора.

В самом начале 30-х годов на заводе развернулась борьба за новый фарфор, чему немало способствовал приход па предприятие молодых художников комсомольцев Артура Эглита, Евгении Леневой, Надежды Пащинской, Евгении Кеда.

Боевые, задорные, с огнём поэзии Маяковского в сердце, они принесли с собой новые идеи, образы, формы.

Молодёжь создала бригаду, которая занялась разработкой новых рисунков для посуды. Целью своего творчества бригада провозгласила – дать политически заострённое отображение реконструктивного периода.

Основные темы: индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, оборона СССР, культурная революция.

Евгения Линева (Ленёва). Стакан с надписью «Против эксплуатации». 1931. Дулёво. Высота 8,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 4293. Госкаталог: 26193451. Источник: goskatalog.ru
Евгения Линева (Ленёва). Стакан с надписью «Против эксплуатации». 1931. Дулёво. Высота 8,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 4293. Госкаталог: 26193451. Источник: goskatalog.ru

Молодые художники горячо взялись за дело, и скоро в живописном цехе появились чашки и кружки с яркими рисунками и надписями-лозунгами: «Даёшь стране уголь!», «Сталь – хлеб индустрии», «Трактора – на поля».

Однако не обладая большим творческим опытом, при отсутствии серьёзного художественного руководства, бригада молодых использовала в фарфоре такие художественные решения, которые были свойственны другим видам декоративного и даже изобразительного искусства, в частности плакатной, журнальной или книжной графике тех лет.

Создать новое, современное художественное направление в искусстве оформления фарфора ей не удалось. К тому же плакатные, упрощённо решенные рисунки не получили признания у покупателей. «Индустриальный» бытовой фарфор плохо шёл в торговле.

Евгения Линева (Ленёва). Чашка. 1930-е. Дулёво. Высота 5,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1946. Госкаталог: 22110099. Источник: goskatalog.ru
Евгения Линева (Ленёва). Чашка. 1930-е. Дулёво. Высота 5,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1946. Госкаталог: 22110099. Источник: goskatalog.ru

Изосекция Академии коммунального хозяйства РСФСР, контролировавшая деятельность художественной промышленности, в январе 1932 года подвергла критике художественно-оформительскую линию завода и попыталась наметить новое декоративно-реалистическое направление творческого развития крупнейшего фарфорового предприятия страны.

Артур Эглит. Плакат «Мы зеленью оденем города и улицу, как стол отполируем!». 1931. Москва. Самарский областной художественный музей / Р-974. Госкаталог: 12497761. Источник: goskatalog.ru
Артур Эглит. Плакат «Мы зеленью оденем города и улицу, как стол отполируем!». 1931. Москва. Самарский областной художественный музей / Р-974. Госкаталог: 12497761. Источник: goskatalog.ru

Подлинные изменения в искусстве массового советского художественного фарфора произошли в середине 30-х годов. Предшествовавшее этому успешное завершение первых пятилеток, индустриализация и рост производства привели к улучшению материального благосостояния трудящихся, значительно повысили требования к качеству продукции массового потребления. Назрела необходимость перестройки всей художественной работы на заводе, привлечения к ней мастеров декоративно-прикладного искусства.

Поиски путей оформления современного фарфора возглавил Пётр Леонов, назначенный в 1931 году главным художником завода. В 1932 году он создаёт на заводе творческую художественную группу, в которую вошли Иван Коньков, Василий Мысягин, Николай Матвеев и другие представители старого и молодого поколений. Эта группа составила основу художественной лаборатории.

Пётр Леонов. Сервиз «Маша». 1930-е. Музей Дулёвского фарфорового завода
Пётр Леонов. Сервиз «Маша». 1930-е. Музей Дулёвского фарфорового завода

Первыми работами лаборатории были юбилейные росписи, посвященные 100-летию завода. Новый фарфор удивлял не только своей яркостью, буйством красок и смелой компановкой, но и громкими, интригующими названиями: «Бабы рязанские», «Чёрные глаза», «Братишки», «Весна в Москве». Рисунки, созданные П. В. Леоновым, получили название «ситцевых». Они напоминали броскую и жизнерадостную расцветку русских ситцев. «Ситцевые» рисунки сплошным ковром покрывали поверхность чашек, широким бордюром ложились на края тарелок и блюдец, сохраняя некоторую, свойственную текстилю, раппортность (повторяемость). На рынке эта посуда быстро покорила покупателей.

Ценность находки состояла не только в замене старых, мещански-слащавых рисунков. «Ситцевая» роспись стала началом обращения художников к народному искусству, обращения, которое было одним из самых значительных явлений в искусстве советского фарфора середины 30-х годов. Художники вернулись к крестьянскому фарфору старой Гжели, вспомнили полузабытые розаны и агашки, стали творчески использовать то, что когда-то приносило славу русскому фарфору и могло снова войти в жизнь, оживить современный художественный фарфор.

В 1934 году для поисков и создания нового фарфора на завод приглашаются известные советские художники Пётр Кончаловский и Павел Кузнецов. П. П. Кончаловский создал несколько красивых и современных сервизов, украшенных размашистыми, радующими глаз «помидорами», «огурцами» и «редисками».

Пётр Кончаловский. Блюдо «Овощи». 1934. Музей Дулёвского фарфорового завода
Пётр Кончаловский. Блюдо «Овощи». 1934. Музей Дулёвского фарфорового завода

Но эти сервизы оказались очень сложными, трудоемкими и не подходили для массового производства. Недостаточное знание специфики фарфорового производства не позволило П. П. Кончаловскому создать для завода новые образцы. Его сервизы остались жить только на выставках и в художественных музеях.

Ваза, посвященная 1917 году – подарок 7 всесоюзному съезду советов от коллектива Дулёвской фарфоровой фабрики. 1935. Высота 70 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 11801/8Д. Госкаталог: 6198058. Источник: goskatalog.ru
Ваза, посвященная 1917 году – подарок 7 всесоюзному съезду советов от коллектива Дулёвской фарфоровой фабрики. 1935. Высота 70 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 11801/8Д. Госкаталог: 6198058. Источник: goskatalog.ru

Среди первых скульпторов, начавших работать на заводе, были Надежда Замятина, Алексей Сотников и Павел Кожин. Для выполнения отдельных творческих заданий привлекались московские ваятели В. Ватагин, И. Чайков, Н. Данько, А. Семёнова, И. Ефимов, И. Слоним.

Огромным успехом пользовались жанровые статуэтки А. Сотникова и анималистическая скульптура П. Кожина. Выпускаемые большими тиражами, они стали достоянием самых широких слоев населения. Они украшали интерьер, воспитывали эстетический вкус.

Сливочник. 1930. Дулёво. Высота 8,3 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1859. Госкаталог: 22110129. Источник: goskatalog.ru
Сливочник. 1930. Дулёво. Высота 8,3 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1859. Госкаталог: 22110129. Источник: goskatalog.ru

Но не мелкая пластика определяет художественное лицо завода, а столовая и чайная посуда: её формы, ассортимент, росписи.

Поиски нового в советском фарфоре второй половины 30-х годов шли преимущественно в области декора.

Разработке новых форм посуды уделялось значительно меньше внимания. Завод продолжал использовать старые, дореволюционные формы, иногда перенимал модели Ломоносовского завода.

Валентин Городничев (роспись). Серафима Яковлева (форма «Тюльпан», 1936). Сливочник из сервиза «Павлин-воришка». 1955. Дулёво. Высота 9 см. Государственный музей керамик в Кусково / ФР 18577. Госкаталог: 7514019. Источник: goskatalog.ru
Валентин Городничев (роспись). Серафима Яковлева (форма «Тюльпан», 1936). Сливочник из сервиза «Павлин-воришка». 1955. Дулёво. Высота 9 см. Государственный музей керамик в Кусково / ФР 18577. Госкаталог: 7514019. Источник: goskatalog.ru

Все мои записи о Дулёвском фарфоре: #дулёво_вижу_красоту

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив