Когда началась война, Ольга Мусина училась в Ленинградском строительном институте, но уже с августа 1941 года она в рядах Красной Армии...
НА ПЕРЕДОВОЙ её называли Орлёнком, потому что всюду, где бы ни появлялась эта улыбчивая медсестра, звучала песня: «Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца...»
Пионеркой Ольга пела её с друзьями у костра, а потом разучивала с мальчишками и девчонками своего отряда в лагере, где работала до войны пионервожатой. Песня напоминала ей отца — отважного латышского стрелка, отдавшего жизнь революции...
ОСАЖДЁННЫЙ фашистами Ленинград. Переполненный госпиталь. 12 часов дежурства в палате. 125 граммов сухарей и чуть тёплый чай. По ночам — с вёдрами к Неве, за водой для госпиталя. Однажды во время такого похода к Неве Ольга увидела, как истощённая девочка лет десяти упала под тяжестью маленького ведёрка с водой. Ольга бросилась к ней и успела схватить её уже у самой воды. Потом несла на руках маленькое исхудалое тельце к себе в госпиталь. Поделилась с ней своим скудным пайком, уложила спать в свою постель, а сама снова побежала к Неве помогать подругам. На тумбочке Ольга оставила записку: «Держись, девочка. Мы победим!»
ПЕРЕДОВАЯ. Первый бой в рядах легендарной Латышской стрелковой дивизии под Вышним Волочком. Где-то совсем рядом шлёпались в грязь немецкие мины. Над окопом со зловещим свистом проносились трассирующие пули. От взрывов дрожала земля. Было страшно. Ольга перевязывала раненого капитана. И еле слышно, чтобы только побороть в себе страх, пела любимую песню. Раненый ласково посмотрел на медсестру и тихо сказал:
— Устоим...
...Восемьдесят семь человеческих жизней спасла медсестра.
НА ОКОЛИЦЕ деревни Сальцы держали оборону несколько наших солдат. Среди них — Ольга.
— Орлёнок, — сказал командир, — ты сможешь добраться до наших... Скажи им, что мы не сдались...
Было тихо-тихо, когда Ольга выползла из землянки. И вдруг первый гулкий взрыв. За ним второй. Третьего Ольга уже не слышала: мина разорвалась у самых ног.
Утром наши войска отбили у немцев деревню Сальцы. Машина с красным крестом увезла Ольгу в тыловой госпиталь без сознания.
ВРАЧИ сделали всё, что могли. Но ранение было слишком серьёзным: пришлось ампутировать кисти рук и ногу.
Когда были сняты повязки, Ольга попросила:
— Принесите мне фанерку и лист бумаги... Буду учиться писать.
Однажды профессор Щипачёв из окна своего кабинета увидел, как Ольга ловко, по-мальчишески перелезала через госпитальный забор. Профессор не верил своим глазам: ведь у этой девушки не было рук и ноги. Он не остановил её, хотя это было явное нарушение дисциплины. На другой день профессор внимательно осмотрел её и сказал:
— Ты совершенно здорова.
ТИК-ТАК, тик-так... Это стучат часы на стене. Мы не замечаем времени, беседуя с Ольгой Карловной Калвиш.
При мне почтальон принёс конверт, адресованный Ольге Карловне. В нём оказалось приглашение в школу на диспут к семиклассникам «В чём красота советского человека».
О чём расскажет она?
О мужестве своих фронтовых друзей. О комсомольцах-однокурсниках из Ленинградского строительного института, которые, как и она сама, добровольно ушли защищать Родину. И обязательно Ольга Карловна с гордостью покажет ребятам свой комсомольский билет. Билет № 0502508.
И. АФАНАСЬЕВ, Рига (1964)
☆ ☆ ☆
Ольга Карловна Мусина-Калвиш была награждена орденом Красной Звезды уже находясь в госпитале.
После войны проживала в г. Риге. Скончалась в 2002 году.