Простите, что в заголовке уже выдал часть спойлеров. Но некоторые фильмы приходится обсуждать подробнее. Особенно если они принадлежат скорее не миру искусства, а миру политики.
«Не смотрите наверх» — абсолютно политическое кино, в котором весь наш мир пропустили через головы главных голливудских небожителей (взгляните на актёрский состав: от Леонардо ДиКаприо до Мэрил Стрип) и выдали его готовый образ. Давайте посмотрим, как выглядят двадцатые годы XXI века глазами людей, которые являются культурной элитой Америки (и всего мира, если посмотреть на популярность). Что они думают, чего боятся, о чём переживают.
Безответственные политики
«Не смотрите наверх» — сатира на современное американское общество, причём очень гротескная и не особо скрывающая реальных людей, которых она высмеивает.
Вот, например, президент Орлин (Мэрил Стрип) — явная пародия на Дональда Трампа. В первую очередь, с точки зрения пиара. Это типичный поп-политик нашего времени, который больше заботится о количестве своих подписчиков в Инстаграме, чем о решении настоящих проблем. Она делает не то, что надо, но то, что даст ей поддержку массового избирателя. У неё нет программы, принципов и убеждений. Слоган: «Главное, чтобы люди меня любили».
Кепка со слоганом — уже культовый образ Дональда Трампа, так что параллель прямая и явная. С другой стороны, авторам хватило такта и иронии отдать роль женщине, так что нет совпадения один в один. В целом, в Орлин кто-то может увидеть и Хиллари Клинтон, почему нет — она такой же популист, как и Трамп, просто не настолько совершенно освоившая принципы новой политики. Но то, что всё-таки Орлин показана как человек, опирающийся на «простых рабочих», реднеков — явный сигнал, кого имели в виду авторы на самом деле.
Орлин ведёт нацию (и весь мир) к гибели не потому, что она этого хочет, а потому, что она знает только то, как ухватить внимание публики. Решать проблемы — задача совершенно не её понимания.
Бездушные корпорации
После политиков, второй целью атаки авторов (кстати, почти все — сторонники Демократической партии, голосовавшие за Хиллари Клинтон) внезапно становятся техномиллиардеры. В собирательном образе Питера Ишервела (Марк Райлэнс) сразу проглядывают и глава «Эппл» Тим Кук, и Илон Маск.
Это люди, получившие огромные деньги и огромную власть, но не научившиеся испытывать хоть какие-то эмоции. Для них не существует слов «эмпатия» и «сопереживание», для них люди — это цифры на мониторе. Актёрская игра Райлэнса здесь очень точна: «невидящий» взгляд, застывшая мимика. Даже когда Ишервел кричит, глазами он остаётся совершенно безучастен. Пустота.
Так, дальше будет важный спойлер насчёт финала, но без него невозможно обсудить финальную мысль авторов.
Именно союз бездушных технокорпораций и безответственных политиков приводит человечество к практически полному вымиранию. Это две главные «злые силы», которые, не обладая достаточной мудростью (а наука, которой так хвалится миллиардер Ишервел — не синоним мудрости), решают глобальные вопросы.
Их грех не в злых помыслах, их помыслы как раз абсолютно приземлённые и человеческие, а в безразличии и безучастности. Концентрируя в своих руках огромную власть, они преследуют корыстные интересы, а не думают о том, что будет лучше для человечества в целом. Если бы вы выбирали, кому доверить мир, они бы были последним вашим вариантом.
Необразованные учёные
Если со станом «злодеев» мы разобрались, то кто на самом деле в этой истории положительный герой? В прямом смысле героев тут вообще нет, но учёный Рэндалл Минди (Леонардо ДиКаприо) — ближайший «наш человек» в фильме, за которого мы можем переживать. Правда, его авторы тоже основательно прожаривают и снимают маски.
Дело в том, что несмотря на потрясающие знания в астрономии и точное предсказание того, когда и куда на Землю упадёт смертоносная комета, доктор Рэндалл Минди ничего не знает и не умеет. Он не понимает, как работает государственная машина, не знает особенности политического процесса в родной стране и толком не отдаёт себе отчёт в том, а чем вообще живут люди. Он — кабинетный учёный, сидящий в своей лаборатории и смотрящий на звёзды. Судьба выкидывает его в жизнь, а там он как ребёнок.
Он наивно верит в символы, которым его научили ещё в школе. Президент, флаг, закон, Америка — величайшая страна мира. Он не может поверить, что может быть иначе. Поэтому его путешествие — это путешествие прозрения. Он понимает, какой на самом деле этот мир. Понимает уже поздно и слишком дорогой ценой. Но всё-таки понимает. И в конце ради утешения говорит: «Ну, мы хотя бы попытались».
Образ Минди, конечно, центральный для авторов. Так они видят себя, отчаянно пытающихся предупредить катастрофу (тот же ДиКаприо постоянно выступает с обращениями к политикам и миру насчёт угрозы глобального потепления и являлся послом ООН по климату). Всё, на что у них хватает сил в фильме — понять, как на самом деле работает политика и отказаться играть по этим правилам. Сохранить моральную правду и провести последние минуты с теми, кто по-настоящему этого заслуживает. Грустный и даже депрессивный финал для главного политического высказывания Голливуда.