Найти в Дзене
Московские истории

Покровка: Смотреть на дом маминого детства и вспоминать

О многонаселенной квартире в здании старинной гостиницы "У Покровских ворот" и происхождении таинственного слова "чек" на кирпичной стене вспоминает читательница "Московских историй" Ирина Иринич. Напротив маминого дома на Покровке теперь модная «Кофемания». Как же мне хочется привезти маму в ее родные места, летом или весной, сесть с ней на веранде, смотреть в окна ее детства - и вспоминать. Я очень дорожу этими воспоминаниями. В доме № 17 по улице Чернышевского (Покровка) была всего одна квартира с несколькими десятками комнат. Все, кто там жил, знали, что это «дом Стасова» - старинная гостиница «У Покровских ворот», построенная по проекту Василия Стасова. Сегодня дом 17 – объект культурного наследия федерального значения. Увы, многовековая «жилая» история дома прервана: в реестре московских зданий оно числится как «нежилое строение». Как будто в течение двух веков там и не было гостиницы и густонаселенной коммуналки, в которой, что ни судьба - то трагедия или драма. Многих из

О многонаселенной квартире в здании старинной гостиницы "У Покровских ворот" и происхождении таинственного слова "чек" на кирпичной стене вспоминает читательница "Московских историй" Ирина Иринич.

Бывшая гостиница "У Покровских ворот". Источник http://pokrovka.narod.ru/Sources/OwnFoto/fp17/h07/big/p17_0725b.jpg.
Бывшая гостиница "У Покровских ворот". Источник http://pokrovka.narod.ru/Sources/OwnFoto/fp17/h07/big/p17_0725b.jpg.

Напротив маминого дома на Покровке теперь модная «Кофемания». Как же мне хочется привезти маму в ее родные места, летом или весной, сесть с ней на веранде, смотреть в окна ее детства - и вспоминать. Я очень дорожу этими воспоминаниями.

В доме № 17 по улице Чернышевского (Покровка) была всего одна квартира с несколькими десятками комнат. Все, кто там жил, знали, что это «дом Стасова» - старинная гостиница «У Покровских ворот», построенная по проекту Василия Стасова.

Источник http://pokrovka.narod.ru/RPokr/p17/C/P17/Pokr_17.htm.
Источник http://pokrovka.narod.ru/RPokr/p17/C/P17/Pokr_17.htm.

Сегодня дом 17 – объект культурного наследия федерального значения. Увы, многовековая «жилая» история дома прервана: в реестре московских зданий оно числится как «нежилое строение». Как будто в течение двух веков там и не было гостиницы и густонаселенной коммуналки, в которой, что ни судьба - то трагедия или драма.

Гостиница "У Покровских ворот", 1989 г. Автор И. Нагайцев.
Гостиница "У Покровских ворот", 1989 г. Автор И. Нагайцев.

Многих из обитателей квартиры № 12 уже нет на этом свете, а тем, кто живы, за 80, и они давно переехали в другие районы. Были бы силы и здоровье, они бы с удовольствием прошлись по родным местам.

Во дворе редкие для Москвы галереи - там были отдельные квартиры и свой вход через арку. Здесь выгружались машины с продуктами для вечного гастронома, здесь играли, дружили, ссорились, взрослели дети из 12-й квартиры. Выходили во двор через черный ход.

 Мама с  подругой  Леной во дворе. 1945 год.
Мама с подругой Леной во дворе. 1945 год.

Здесь много лет на стене красовалось написанное масляными красками слово «чек». Это отдельная история. Среднего брата мамы звали Юлик, он тоже рос в этом дворе. Когда его мама (моя бабушка) звала его домой, из ее раскастистого «Юличек!» до двора доносилось лишь короткое «...чек!». Дядя Юлик умер в 37 лет от врачебной ошибки. Его уже не было — а лаконичное «чек» все еще напоминало о временах его детства.

Дружеский шарж из семейного архива. Юлика изобразил его двоюродный  брат -  художник Марк Клионский, 1960 год.
Дружеский шарж из семейного архива. Юлика изобразил его двоюродный брат - художник Марк Клионский, 1960 год.

Вот фото, на котором женская парикмахерская, в которую моя мама ходила много-много лет: и когда жила на Покровке, и когда переехала.

Парикмахерская на Покровке (улица Чернышевского). Автор: Веригин. Источник: Архив Москомнаследия.
Парикмахерская на Покровке (улица Чернышевского). Автор: Веригин. Источник: Архив Москомнаследия.

Здесь знали, как сделать маму красивой, как уложить ее длинные черные волнистые густые волосы - и в будни, и по торжественным случаям. Напротив была мужская парикмахерская - других поблизости не было. Вся улица Чернышевского ходила в эти два места.

Моя мама около кинотеатра «Колизей». 1958  год.
Моя мама около кинотеатра «Колизей». 1958 год.

Мама помнит, что сюда же ходила актриса Любовь Соколова. И еще одна женщина - Ольга Ивинская. «Рядом, в трех минутах хода, был Потаповский переулок, по которому еще ходила немолодая… женщина, последняя любовь Пастернака» (Л.Улицкая, «Зеленый шатер», действие романа разворачивается в 60 - 70-е годы прошлого века).

На фото Борис Пастернак, Ольга Ивинская и ее дочь Ирина. Источник https://www.culture.ru.
На фото Борис Пастернак, Ольга Ивинская и ее дочь Ирина. Источник https://www.culture.ru.

Ирина, дочь Ольги Ивинской, училась с моей мамой в одной школе - № 612, которая находилась в Потаповском переулке. И мама, как и герой романа Улицкой, бегала «в ту же булочную, в тот же овощной» и, прибавлю, в ту же парикмахерскую. И так же, как и вышеупомянутый герой, наверное, шептала на ухо подругам: «Вот Ивинская, вот Ира Емельянова, она тоже нашу школу кончала». #ирина иринич