Почему уходят сотрудники? Вопрос отчасти риторический. В зависимости от ситуации поводы покинуть компанию бывают совершенно разными: не устраивает зарплата, плохой руководитель/коллектив и так далее, если брать отдельно взятые случаи. Но есть и определенные тенденции со своими закономерностями. Как в природе бывают приливы и отливы, так и текучесть сотрудников порой случается массовая и единовременная. При этом всему есть свое объяснение.
FinExpertiza сообщает, что второй квартал 2021 года побил всевозможные рекорды, касающиеся увольнений отечественных сотрудников средних и крупных компаний. Несмотря на то, что Россия – многонаселенная страна, следующие цифры могут показаться весьма внушительными: только с апреля по июнь уволилось больше двух с половиной миллионов специалистов. Такого не происходило с 2013 года. В статистику, кстати, попал только «белый» рынок, без учета малого.
Положительного влияния на ситуацию не оказал даже другой рекорд – по найму сотрудников. За тот же второй квартал прошлого года на работу было принято около двух миллионов человек, что на 50% больше, чем в 2020-ом (тогда действовали жесткие ограничения, связанные с пандемией). Тем не менее, в большинстве регионов число сокращенных специалистов превысило количество нанятых в среднем на 40%.
А вот как уходили сотрудники:
- 77% покинули стены родной компании по собственному желанию (по крайней мере, так было написано в документах);
- 1,5% остались без работы по причине сокращения штата;
- 7% смогли между собой договориться и расторгли контракт по обоюдному соглашению;
- еще с 14% трудовые отношения были прекращены по разным причинам (уход в армию, «по статье» и т.д.).
В зависимости от отрасли процент сокращения штата тоже отличается. Больше всего пострадали здравоохранение – на 3,6% больше увольнений, чем в 2020-м, и технологический сектор – на 4,5%. Объединяет эти две сферы то, что из-за изменившегося режима работы резко вырос уровень нагрузки и заметно участились случаи профессионального выгорания.
Как же оценить масштаб всего происходящего в компании, вовремя среагировать на аномальную текучесть кадров и предотвратить ее? В первую очередь необходимо подробно проанализировать деятельность сотрудников и понять, по каким причинам они увольняются. Для этого придется изучить различные метрики: срок работы специалистов, время между повышениями ставок, способности обучаться, уровень их эффективности. Но, прежде чем давать оценку подчиненным, необходимо наладить дисциплину в команде. Для этого можно:
- внедрить табели учета отработанного времени;
- установить систему контроля и управления доступом;
- поставить камеры видеонаблюдения.
Данные методы контроля сотрудников широко применимы во многих компаниях разного масштаба. Но стоит признать, все они имеют негативный оттенок и редко вызывают доверие среди сотрудников. Более того, способны внести разлад в коллектив, испортив атмосферу внутри него.
Чтобы понимать, чем заняты подчиненные, каков уровень их загруженности, руководителю так или иначе нужно:
- требовать от сотрудников отчета о выполненных задачах;
- нормировать выполнение всех операций;
- внедрить автоматизированные системы учета рабочего времени.
Дать объективную оценку работе специалистов помогут только специальные программы мониторинга. Одной из самых многофункциональных и лояльных является система учета рабочего времени CrocoTime. В ней исключены:
- мониторинг личных переписок;
- аудио и видеоконтроль;
- функция скриншотов экрана рабочего компьютера.
Преимуществом использования программы является возможность максимально объективно проанализировать загруженность каждого из членов команды. Это позволит своевременно выявить тех сотрудников, кто склоняется к увольнению. Как это работает:
- ПО собирает статистику сотрудников, сравнивая показатели в единичном или нескольких проектах. Становится видно, кто перерабатывает и наиболее склонен к выгоранию;
- система отображает продуктивность специалистов по разным показателям, дает возможность оценить эффективность. Те, кто не имеет желания продолжать трудиться в компании, как правило, пассивны;
- CrocoTime ведет анализ трафика. Эта функция фиксирует использование ненужных в работе сайтов, например, с актуальными вакансиями.
Наша система – не только помощник в настоящем, она помогает быть на шаг впереди. Прочитать мысли всех подчиненных сложно, но держать ситуацию под контролем и знать, чего ожидать, вполне реально.