Предлагаю вашему вниманию отрывок из следующей книги про прапорщика Кантемирова (надеюсь, выйдет в электронном формате в конце этой недели) про итоговые проверки в Советской Армии, а конкретно – в ГСВГ:
«… Начальник войскового стрельбища Помсен мотострелкового полка ГСВГ, гвардии прапорщик Кантемиров, уже пережил четыре «неожиданных» московских проверок с прибытием столичных генералов и относился к проверяющим москвичам совершенно спокойно и философски.
Генералы приезжают и уезжают, дожди на германской земле начинаются и заканчиваются, а на его полигоне – как стреляли, начиная с 1972 года (когда запустили стрельбище Помсен, юный Кантемиров как раз пошёл в школу) так и будут стрелять вечно…
Всё было предсказуемо и понятно, как солдатский сапог или фуражка прапорщика.
И, если тот же командарм, генерал-лейтенант Потапов, мог внезапно, без предупреждения, прибыть на стрельбище и вначале подъехать к казарме полигонной команды, чтобы выслушать доклад сержанта и выведать все нюансы текущих стрельб, то московские генералы со своей свитой прибывали строго к асфальтированной площадке перед Центральной вышкой и получали доклад только от местного генерала. Минимум – полковника…
Москвичи не баловали разнообразием войсковое стрельбище Помсен. Недаром ещё четыре года назад зам.командира полка гвардии майор Тасоев приказал построить для проверяющих отдельную секретную баню с бассейном.
Баня топилась исправно, московские проверки сдавались в основном на хорошо и отлично. Вначале постреляем, потом попаримся, водочки попьём и молодость лейтенантскую вспомним. Генеральское тело чистое, на душе хорошо, и оценки дрезденскому гарнизону только положительные.
Какой же московский генерал не любит командировку в ГСВГ…
Конечно, бывали яркие события и при московских проверках. Какой же армейский экзамен мог обойтись без внештатной ситуации? То все проверяющие запачкают свои шинели серой свежевыкрашенной краской, добытой начальником стрельбища на немецкой свалке и не сохнувшей в принципе. От слова – совсем...
Зато полигон блестел как начищенный пятак. Пока проверяющие парились в бане, солдаты полигонной команды во главе со своим боевым командиром заботливо очищали генеральские шинели от серой краски.
А мотострелковый полк вновь с честью и достоинством выдержал очередную московскую проверку и сдал армейский экзамен исключительно на отлично.
В тот памятный раз личный состав полигонной команды стрельбища Помсен во главе с прапорщиком удостоились чести личного рукопожатия командира полка, подполковника Григорьева. Четверо бойцов (из двадцати трёх) после проверки отправились в краткосрочный отпуск на Родину, а начальник стрельбища был удостоен дополнительного дружеского хлопка по плечу самим командующим гвардейской 1 Танковой Армии.
Однажды, уже в следующую проверку, на Директрисе БМП целый столичной генерал-майор в полевой форме и сапогах вдруг вспомнил свою боевую юность и решил показать пехотинцам ГСВГ на ночной стрельбе строгость и суровость московских проверок.
Старший офицер, весь такой импозантный, с усами и внешне очень похожий на маршала Буденного принял волевое решение лично сгонять на своём УАЗе в боевую часть полигона, замерить мишени и в присутствии заместителя командира полка зафиксировать отверстия от снарядов гладкоствольного орудия БМП-1. Если они (эти дырки) будут…
Специально для генерала подняли все мишени «Танк» с подсветкой и срочно предоставили рулетку вместе с прапорщиком. Габаритные огни армейского джипа медленно выдвинулись в темноту навстречу светящимся «Танкам».
Тихая саксонская ночь…Только светятся вышки и мишени стрельбища… Армейская романтика… Будет, что рассказать коллегам-москвичам.
А тут и дождик саксонский пошёл не вовремя. Походил, походил отважный московский генерал в шитых сапогах и в сшитой фуражке по сырому полигону, одёргивая ноги, как кот по мокрой траве, померил мишени вместе с прапорщиком и всё же зафиксировал попадания.
Работу свою выполнил и по прибытии приказал принести ему солдатские сапоги для следующего раза. Переобулся, но больше не поехал, т.к. москвича пригласили согреться и отметить боевой выезд. Мол, таковы традиции гвардейского 67МСП…
Пил товарищ проверяющий как настоящий генерал! Где-то с литр немецкой пшеничной водки «Кёрн» точно скушал. И затем по неотложным генеральским делам заспешил в штаб армии, сел в свой «УАЗик» и уехал – сытый, пьяный, в фуражке. Но, в солдатских сапогах…
Буквально через час «УАЗ» генерала вернулся на всех парах на стрельбище и подъехал прямо к Директрисе БМП. Взволнованный и отрезвевший москвич лично забежал на вышку Директрисы БМП. А шикарных сапог-то нет! И солдат пожимает плечами … Вроде, были … И начальник только что домой в город укатил…
Рассерженный москвич направился с челобитной прямо к командиру полка. Так, мол, и так – умыкнули злодеи сапоги генеральские во время стрельбы. А он, добрая душа, оценку «отлично» полку поставил. За что, спрашивается?
Подполковник Григорьев, прекрасно понимая политическую важность момента в жизни своей части, совместно с генералом московским двинулись из штаба полка прямиком к Кантемирову в гости, в семейное общежитие. Благо рядом находилось…
А прапорщик уже почивать изволили. Время то – уже за полночь. А тут резкий стук в дверь. Как по тревоге! Вот, не спится генералам с подполковниками...
Прапорщик халат махровый только накинул (в «Экскьюзите» покупал – фирма) и с вежливым вопросом «Кто?» открыл дверь. И услышал неинтеллигентный ответ командира полка: «Конь в пальто!» и резонный вопрос: «Где сапоги генеральские?»
А нам чужого не надо!
Начальник стрельбища после поспешного отъезда генерала по-хозяйски прибрал-таки сапожки, аккуратно сложил в пакет фирменный и занёс обувь по дороге домой в гарнизонную гостиницу специальную, для генералов рассеянных.
Кантемиров потом рассказывал коллегам с полка, что в тот момент товарищ генерал-майор сам был готов сбегать за бутылкой для товарища прапорщика. Да вот так и не сбегал. Как-то не по-товарищески получилось…
В общем, насмотрелся начальник войскового стрельбища Помсен на генералов разных и ничего хорошего от них не ждал. Но, и по большому счёту – ничего плохого от московских проверяющих за все четыре года сверхсрочной службы пока не видел.
Прапорщик старался выполнять приказы, его солдаты службу тащили, и советский полигон работал как «Командирские» часы на руках у командующего гвардейской 1 Танковой Армии…»
P.S. Выбираем книги про ГСВГ в электронном виде на платформе: «Цифровая витрина», где находим по автору: Роман Тагиров. Или по названиям: «Кто сильней – боксёр или самбист?»: https://www.cibum.ru/cabinet
Или читаем всё и с самого начала только здесь: https://boosty.to/gsvg