После вывода советской армии из Афганистана в 1989-м году стало ясно, что местное правительство коммунистов продержится недолго. После его падения оказалось, что наиболее авторитетным из командиров моджахедов является Панджшерский лев - Ахмад Шах Масуд. В это время он готовился принять верховную власть и делал все, чтобы понравиться как западным журналистам, так и простым афганцам.
Каждый раз, когда этот суровый воин ислама появлялся в кадре, на его голове был элегантный головной убор - нечто вроде берета, который носит французская интеллигенция, особенно художники. На самом деле, таджики, что живут в окрестностях Кабула, земляки главы Северного альянса, предпочитают надевать тюбетейки. Но бойцы Льва Панджшера носили именно эти вязаные шапки. Как говорят, подобную моду завел сам их командир, которому еще в юности в ухо попала пуля.
Вслед за афганцами их стала использовать вся советская армия. Многие солдаты и офицеры купили шапки и привезли потом домой. Причем, в каждой отдельной части для нее было придумано собственное название - душманка, моджахедка, пуштунка, пешаварка, кафирка и так далее.
На деле этот своеобразный головной убор появился в высокогорном регионе Читрал, который некогда принадлежал кабульским эмирам, а ныне входит в состав Пакистана. Его придумал небольшой народ нуристанцев, которые афганцами считаются потомками воинов Александра Македонского. А все из-за их необычной внешности - светлых оттенков волос и глаз.
На деле, у изолированных народов нередко возникает игра генов, которая делает и ни на кого не похожими. Нуристанцы просто много сотен лет не смешивались ни с кем другим. Они до самого 19-го века сохраняли фактическую независимость и исповедовали собственную веру, которая произошла от древней религии ариев-огнепоклонников.
Соседи называли их "красивыми неверными" - из-за внешности и веры. Но когда их земли завоевал афганский эмир, нуристанцам пришлось принять ислам. Тогда и появилась шапка, задачей которой было прикрывать от лишних взглядов их необычные волосы. На нуристанском ее называют "хапол", т.е., банально "шапка", остальные афганцы предпочитают название чатрал топи, т.е. «шапка из Чатрала». Но нам она больше всего известна под названием паколь.
На самом деле, те или иные головные уборы носят все афганцы. Поскольку ислам требует молиться с покрытой головой, они используют то, что предписано местной модой: тюрбаны, тюбетейки, чалмы и так далее. Паколь удобен тем, что в горах его можно размотать и носить, как обычную вязанную шапку, и на равнине - смотать, и использовать, как берет. Во время пыльной бури он спасет от песка.
Поэтому, нуристанцы, которые именно в таких условиях и живут, быстро оценили ее преимущества. Но по-настоящему паколь популяризовал все-таки Ахмад Шах Масуд. В его отрядах это было нечто вроде знака отличия. Причем, красноватый оттенок предпочитали простые бойцы, а цвет слоновой кости носили уважаемые люди.
Кстати, наличие подобной шапки делает легенду о происхождении нуристанцев от древних македонцев не такой уж глупой. Греция - сама по себе горная страна, где наверху и в низинах совершенно разные климатические условия. Поэтому у античных греков имелась шапка под названием каузия. Судя по сохранившимся до нашего времени рисункам, она имела аналогичную форму и ее также при необходимости можно было размотать, чтобы утеплиться.
#афганистан #афганская война #афганцы #пуштуны #ахмад шах масуд