Интереснейшая статья мистера Стива Бланка, и это вам не кто-нибудь, а один из основателей Центра "Гордиева узла", адъюнкт-профессор в Стэнфорде и старший научный сотрудник по инновациям в Колумбийском университете. Он консультирует Министерство обороны и разведывательное сообщество по инновационным методам, процессам, политике и доктрине.
Статья начинается с затравки - шеф, всё пропало и надо что-то срочно делать!
За два десятилетия после 11 сентября, когда Соединенные Штаты боролись с «Аль-Каидой» и ИГИЛ, Китай создал новое оружие и разработал новые оперативные концепции, чтобы свести на нет военную мощь США. Он построил межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с обычными боеголовками для поражения авианосцев США. Он превратил рифы в нейтральных водах в авиабазы, создав непотопляемые авианосцы, которые увеличивают дальность полета его самолетов и вооружены ракетами класса «земля-воздух», что делает опасным приближение к материковой части Китая и Тайваню.
Чтобы уклониться от систем ПВО американского флота, Китай вооружил свои ракеты маневрирующими боеголовками, а чтобы сократить время реакции США, разработал ракеты, летящие с гиперзвуковой скоростью.
Сумма этих китайских компенсационных стратегий означает, что в Южно-Китайском море перед Соединенными Штатами сейчас стоит задача предотвратить войну, потому что они больше не могут гарантировать, что смогут ее выиграть.
Чисто американский подход - пока войну в данном регионе можно было выиграть, задачи предотвратить её не стояло и в нужный момент можно было развязать. Напоминает историю с выходом США из Договора о ракетах средней и малой дальности с Россией. После того, как наметился перевес в сторону США в связи с размещением в непосредственной близости от РФ пусковых установок якобы противоракет, но способных запускать и ударные ракеты даже с ядерными боеголовками, американцы этот договор расторгли.
Далее Бланк обращается к стратегии хеджирования, что означает не улучшение уже существующего и наращивание его количества, а наоборот диверсификацию и создание всё большего числа разнообразнейших вооружений. Как пример - обстановка перед войной с Японией.
В 1930-х годах военные планировщики США думали о будущей войне с Японией. Результатом стал военный план «Оранж», в основе которого лежала идея о том, что в конечном итоге линкоры США вступят в бой с японским флотом в артиллерийском бою, в котором Соединенные Штаты выиграют.
К сожалению, Япония не придерживалась этого плана. Это было смелее и изобретательнее, чем задумки планировщиков США. Вместо линкоров она атаковала авианосцами. Соединенные Штаты проснулись 7 декабря 1941 года, когда большинство их линкоров оказались на дне Перл-Харбора. Основной принцип военного плана «Оранж» потерпел крах вместе с ними.
Но портфель вариантов, доступных ВМФ и Президенту, не ограничивался линкорами. У них была стратегия хеджирования на случай, если линкоры не помогут. Варианты? Авианосцы и подводные лодки. К началу Второй мировой войны в составе ВМС США было семь авианосцев. К концу войны в США было построено 111 авианосцев (24 авианосца, 9 легких авианосцев и 78 эскортных авианосцев). Двенадцать были потоплены.
Как оказалось, именно авианосцы, подводные лодки и морская пехота выиграли конфликт на Тихом океане.
Сейчас планируется создать архитектуру флота, включающую от 321 до 372 пилотируемых кораблей и от 77 до 140 больших беспилотных транспортных средств. Какие недостатки этого плана?
Все эти корабли и беспилотники большие по сравнению со своими предшественниками. Они дороги — до такой степени, что ВМФ не может позволить себе количество платформ, которое, согласно оценке структуры сил, ему необходимо. Они многоцелевые и поэтому сложные. Длительные сроки производства означают, что у них нет резервных мощностей. Их трудно модернизировать. Для обновления систем на борту этих платформ, даже систем программного обеспечения, по-прежнему требуются годы.
Что же делать? Рецепт есть у контр-адмирала Лорина Селби, начальника Управления военно-морских исследований (ONR) - эти средства должны быть “Тhe small, the agile, and the many.”
"Маленькие, проворные и в большом количестве". Военно-морскому флоту нужны формирования, состоящие из десятков, сотен или даже тысяч беспилотных аппаратов над, под и на поверхности океана. Необходимо создавать сотрудничающие, автономные формирования, а не набор платформ.
Беспилотный надводный корабль среднего водоизмещения Seahawk проходит мимо эсминца с управляемыми ракетами класса Arleigh Burke USS Fitzgerald (DDG-62) во время боевой задачи по взаимодействию с беспилотными системами:
Сегодня «маленькие, маневренные и многочисленные» использовались в военных играх, учениях, симуляциях и небольших демонстрациях, но они не были построены в массовом порядке. ONR планирует быстро доказать, что эта идея работает и что ВМФ может ее материализовать. Или опровергнет теорию. В любом случае, военно-морскому флоту необходимо быстро узнать, есть ли у него страховка. Время не на его стороне. Соединенные Штаты проигрывают в Южно-Китайском море. И с каждым годом шансы потерпеть поражение увеличиваются.
Что может пойти не так?
Во время холодной войны Соединенные Штаты гордились разработкой компенсационных стратегий, технических и оперативных концепций, которые обогнали Советский Союз. Сегодня Китай сделал это с Соединенными Штатами. Он удивил нас многочисленными стратегиями компенсации, и, вероятно, появятся новые. Китай внедряет инновации быстрее, чем Министерство обороны.
План контр-адмирала Селби по внедрению "маленьких, гибких и многочисленных" с использованием инструментов и технологий 21-го века является правильным направлением для ВМФ.
Однако в мирное время смелые, радикальные идеи вообще не приветствуются. Они нарушают статус-кво. Они бросают вызов существующим структурам, а в мире ограниченных бюджетов приходится брать деньги из существующих программ, а генеральных подрядчиков или сами программы, возможно, придется даже убить, чтобы создать новое. Это бросает вызов карьере, долларам и мировоззрению. Многие сделают все возможное, чтобы воспрепятствовать, убить или перехватить эту идею.
Флоту и стране нужна подстраховка. Давайте начнем прямо сейчас.
Только я думаю - и китайцы в этом плане дремать не будут. По крайней мере есть спутниковые снимки, на которые попали сразу два типа китайских беспилотников:
А что там у нас?
«Посейдон» представляет собой полностью роботизированную быстроходную (до 200 км/час) глубоководную малозаметную атомную подводную лодку миниатюрных размеров (диаметр 1,8 м, длина 20 м, вес — около 100 т).
Планируется поставить на вооружение больше трёх десятков. Всё остальное пока покрыто мраком.
Предыдущая статья о морских беспилотниках:
.......................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь