Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Сочинение ЕГЭ по русскому языку по тексту И. Грековой "Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах"

В прошлой публикации мы говорили о сравнении как средстве логической связи между примерами. Вернее, говорила Алла Чудинова на вебинаре "Болевая точка ЕГЭ" (посмотреть вебинар в записи можно на сайте "Могу писать"), а я просто познакомила вас с её рассуждениями.

Предложенный на вебинаре комментарий со связью сравнение (сопоставление, аналогия) показался мне неудачным, так как первый пример, на мой взгляд, никак не иллюстрирует заявленную проблему роли поэзии в жизни человека.

Так как в коллекции моих сочинений до сих пор нет работ с этим видом связи, решила попробовать написать сочинение по тексту И. Грековой о "стойком, упрямом" фикусе с реального ЕГЭ прошлого года. Полный текст закреплю в комментарии.

(1)Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.
– (2)Кира Петровна! (3)О чём вы так задумались?
(4)Обернулась. (5)Рядом стоял доктор Чагин – низенький, массивный человек, зав. отделением травматологии и ортопедии.(6)Тяжёлое, крупное, волевое лицо с янтарными, пронзительными, немигающими глазами. (7)Железно-седые, густые волосы каким-то острым клювом сходятся на лбу. (8)Общее впечатление грустное : врач похож на недобрую, умную, насупленную птицу.

Это фрагмент повести "Перелом", где героиня переживает как физический перелом, из врача превращаясь в пациента, так и мировоззренческий перелом, потому что ей приходится учиться жить в новых условиях.

Свободного времени у меня сейчас не просто мало - его нет совсем, поэтому по-быстрому между учениками, которым сегодня срочно понадобились дополнительные занятия, напишу сочинение. И встретимся теперь уже на следующей неделе, обсудим впечатления наших одиннадцатиклассников от ЕГЭ.

Как противостоять ударам судьбы, жизненным трудностям? Именно этот вопрос в центре внимания Елены Сергеевны Вентцель (литературный псевдоним - И. Грекова).
Проблема раскрывается через сравнение человека и растения. В начале текста речь идёт об «особенном» фикусе, который не желает ветвиться: «Стрижём его, стрижём. А он всё растёт в одном направлении – вверх». Это свойство растения «оставаться собой», не сдаваться, сопротивляться внешним факторам заслуживает уважения. «Упрямый субъект» показывает пример поведения человеку, попавшему в беду. Когда героиня текста Кира Петровна из-за сложного перелома из врача превращается в пациента и примеряет по отношению к себе страшное слово «калека», доктор Чагин убеждает её, что жизнь на этом не заканчивается. Разговор коллег опять возвращается к фикусу: «Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении – вверх, вверх и вверх». Напоминая об этом жизнелюбивом растении, доктор Чагин заставляет Киру Петровну поверить, что человек тоже способен сопротивляться внешним факторам.
Сравнение человека и растения необходимо автору, чтобы продемонстрировать: в жизни природы и жизни людей много общего. Главное, что их объединяет, - это сила духа и желание противостоять превратностям судьбы.
Позиция И. Грековой, на мой взгляд, чётко сформулирована в словах доктора Чагина: «Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. Не замыкаться в собственных бедах. Не обижаться на весь мир, а продолжать жить».
Я разделяю точку зрения автора. Действительно, даже в, казалось бы, безвыходных ситуациях нельзя опускать руки и отказываться от борьбы, надо верить в собственные силы и не сомневаться в благополучном исходе. Читая текст И. Грековой о Кире Петровне и фикусе, я вспомнила другую литературную героиню – Лину из рассказа моего земляка В. П. Астафьева «Гимн жизни». Девушка из-за тяжёлой болезни не жила, а доживала. Ничто не могло отвлечь её от мрачных мыслей. Но однажды попав в Планетарий и услышав там музыку звёзд, музыку вечной жизни, Лина преодолела чувство уныния, подавленности и обрела желание бороться с болезнью.
Хочется пожелать всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации стойкости и бодрости духа. Черпайте силы в природе, любви близких, книгах, музыке.
Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Не стала в этот раз делить комментарий на три части. Показалось, что два примера-иллюстрации логично умещаются в один абзац. Связь (сравнение) и анализ связи расположила отдельно.

Мои сочинения с другими видами связи можно найти здесь:

Дополнение:

Противопоставление:

Конкретизация:

Причинно-следственная связь:

Доказательство (подтверждение):

Всем удачи на экзаменах! До встречи!