Беседу ведёт Вера Илюхина, Москва, специально для «Лилит»
Продолжение. Начало ТУТ.
Антон, а в вашей семье кто главный?
Никто. Мы никогда не выясняем отношения с женой, кто главный, а кто нет. В 90 процентах случаев наши дети имеют равные с нами права в обсуждении любых проблем. Вот и весь секрет. Моя стратегия их воспитания весьма незамысловата: в ней мало места бессознательному. Рацио рулит! Мы все вопросы решаем вместе. Недавно я был на каком-то эфире, где обсуждалась тема наказания. Что детей бить нельзя… И вдруг я с удивлением обнаружил, что наших детей мы никогда не наказывали. У нас в принципе нет этого жанра. Можно, конечно, поругать, укорить, сказать, что ж ты, гaдинa такая, делаешь? Ты очень меня расстроил, ты очень меня обидел. Но такого, что ты расстроил и ты будешь лишен телефона или компьютера, даже в голову не приходит.
Как думаете, в чем уникальность вашей семьи?
Мы с женой – единомышленники, вот в чем дело. Это очень важно. Мы вместе всю жизнь, что тоже важно. И по большей части вопросов мы имеем схожее мнение. И спорим мы чаще про кино, а не про жизнь. А кино – это такая мелкая, в общем, вещь по сравнению с жизнью… не стоит обращать внимания… (жена Наталья Хлюстова работает в киноиндустрии. – Авт.). И я не помню даже случая, чтобы наши мнения принципиально разделились.
Если в вашей семье вдруг сын закурил, употребил запрещенные вещества… Какой будет ваша реакция?
Мы против курения. Мы оба не курим. И никаких веществ не употребляли сроду. Знаете, я давно понял, что никакие методы воспитания не работают так, как собственный пример. Лучшее, что можно сделать – не курить самому. А еще мы оба прекрасно понимаем, что запретное нельзя запрещать. Оно станет для ребенка только триггером притягательности. И про sекс мы говорим открыто. В любой ситуации, которая выглядит пограничной, мы просим детей по возможности с нами делиться. Но при этом мы стараемся не посягать на их границы, конечно. У них есть свои комнаты, где они имеют возможность заниматься тем, чем хотят.
Выходит, у вас идеальная семья?
Как у всех нормальных людей, и дня не проходит, чтобы мы не поспорили. Но конфликтов, которые приводили к каким-то драматическим последствиям, я не припомню. Мы, как все люди на земле, живем в состоянии перманентной ссоры. Например, "я очень устала". -- "А я еще больше устал…" -- "А ты записал ребенка в поликлинику?" -- "Да я и так с ними сижу, забыл записать, и нечего мне это предъявлять" – это обычные вещи. Честное слово. В спорах такого рода родители выясняют, кто виноват. Если перекладывают друг на друга ответственность. Мы выясняем тоже, а затем договариваемся.
Вашему младшему сыну Аркадию 11 лет. Он еще школьник. Вы чего-то хотите от школы?
Говоря откровенно, я в жизни всегда был троечником. Это жена у меня отличница, умница и красавица. От школы я по большому счету не хочу ничего. Кроме того, чтобы она не навредила. И лично по собственному опыту я знаю, что хорошие оценки – это ничто. Оценки не влияют на последующую жизнь. Ее полноценность, счастье, успех определяют не они. Мне не нужно, чтобы у моего сына был высокий ай-кью. Потому что он не связан с жизнью. Это не показатель ума или образованности…
Думаете, он ни на что не влияет?
Я фаталист. Я считаю, что на жизнь человека влияет судьба. А судьбу контролировать практически невозможно. Но определенным образом подготовить человека к смирению, к отваге перед теми столкновениями и испытаниями, которые ему уготованы, возможно…
Как вы стали фаталистом?
Просто я таким родился. Я атеист, но верю в судьбу, верю в то, что совпадения не случайны. То, что происходит с нами, имеет какие-то причины – и имеет, конечно, последствия.
А что в вашей судьбе было если не фатального, то не случайного?
Да все! В новой школе я встретил девочку. Я в нее влюбился. Мгновенно.
Это было словно озарение… Предпоследний десятый класс. И мы были уверены, что повстречаемся и разойдемся. Более того, в этом были уверены и наши родители. А оказалось, что это встреча на всю жизнь. Вот что это? Разве не судьба?
Вы перешли в новую школу? Почему?
Ну, в прежней я учился все хуже и хуже. У мамы были знакомые в другой школе. И они решили, что, может быть, смена школы поможет. И последние три класса я отучился там…
Вы подтянули учебу?
Нет. Меня и оттуда едва не выгнали. У меня было три – нет, пять двоек. Я был заядлым прогульщиком, бегал по книжным магазинам, вечерами пропадал в театре…
Вам совершенно было неинтересно учиться?
Я не люблю учиться. Вообще не люблю. Я очень люблю узнавать что-то новое, но к учебе это не имеет никакого отношения. Сидеть в аудитории и слушать… я очень быстро теряю концентрацию. И интерес. Мне становится невыносимо скучно.
Продолжение завтра, подпишись на наш канал!
(с) "Лилит" * Фото вверху: uznayvse.ru