«Пантера» была одни из самых массовых немецких танков Второй Мировой, несмотря на изъяны конструкции. Вопреки техническим проблемам, советские танкисты и западные союзники брали «немецких кошек» в качестве трофеев и использовали в дальнейшем. Что самое интересное, в СССР «Пантеры» были приоритетом для трофейных подразделений.
«Пантеры» в СССР
Многие «Пантеры» во время боя уничтожались безвозвратно. Эта особенность касалась всех машин без исключения, но именно «Пантеры», порой, было подбить сложнее чем их тяжёлых коллег. Лобовая броня не бралась даже 85 мм пушками, в отличие от «Тигров», а зайти Panzer V в борт было довольно сложно.
Расстрел «Пантер» в борта шёл наиболее ожесточённо, часто с повреждением орудия. Если говорить конкретнее, то «Пантеры» Ausf D брали в качестве трофеев ради изучения. Уцелевших машин было немного по разным причинам. От технических, о которых было сказано в прошлом материале, до боевых.
Наиболее массовыми в советской армии были Panther Ausf A. Это можно определить по фотографиям хроники… На них, «Пантеры» имеют шаровую установку курсового пулемёта и бронекрышку триплекса водителя. На поздних «Пантерах» от триплекса отказались, оставив только перископы. Разумеется, поздние «Пантеры» тоже были в РККА, а самый массовый захват немецких танков произошёл недалеко от озера Балатон, ближе к концу войны.
Как использовали «Пантеры»?
В отличие от Panzer III и Panzer IV, после 1943 года из «Пантер» не делали целые трофейные бригады… Их распределяли между тяжёлыми гвардейскими танковыми полками. Решение вполне логично на фоне советской классификации, в которой Panzer V считался тяжёлым.
Основная задача в определённо степени совпадала с танками ИС-122 и ИС-2, но в связи с калибром орудия, 75 мм пушка использовалась против танков и редко против укреплений, в отличие от советских тяжеловесов. Так же, «Пантеры» работали во взводах с Т-34, порой вместо ИС-ов. Благодаря хорошей башенке, командиры рот могли эффективно руководить подразделением. Для этих же целей, «Пантеры» оснащали советскими радиостанциями поддерживая связь со взводными командирами и отдельными экипажами.
Общее впечатление у танкистов положительное, но не без нареканий. Разумеется, больше всего вопросов было у водителей и логистов. У первых из-за особенностей управления, а у вторых из-за сравнительно небольшого количества захваченных танков и сложностей с ремонтом мтороно-трансмиссионной группы.