Мне сегодня довелось обменяться буквально несколькими фразами с ребенком-дошкольником, мальчиком, на которого с утра до вечера сыплются жалобы его воспитателей: «опять обидел», «почему ты такой жестокий?», «зачем ты обижаешь других детей?» …
Разговор был коротким, в перерыве между мероприятиями в детском учреждении, но след от него остался значительный. Настолько, что захотелось поделиться мыслями, возникшими после этого разговора, с вами.
Мальчик 6 лет, смышленый, может быть усидчивым и сосредоточенным, хорошо говорящий и способный рассказать в доверительной беседе о многом из своей жизни в семье и садике. Мальчик, очень похожий на того, о котором я писала в статье «Преступление и наказание» в детском саду. Кто виноват?»
На вопрос, как он провел дома новогодние каникулы, ребенок задумался надолго, потом вспомнил, что был однажды на катке, а в основном, сидел дома с папой.
«Вы с папой чем занимались, в какие игры играли?»
- Ребенок взглянул снисходительно (видимо, так делает его папа) и сказал: «Ни в какие. Папа меня бил, если я не слушался и приставал к нему с играми…»
Чтобы «посмотреть на себя со стороны» с самого маленького расстояния, ребенку нужно на что-то опереться… Точка опоры может быть связана с его прошлым (обещал маме сделать вот это), с будущим (представить то, что сделаю), с правилом или образцом (могу сравнить то, что я делаю, с этим правилом или образцом), с моральной нормой (нужно делать так, чтобы быть хорошим).
Статья «О какой произвольности поведения твердит психолог?»
Важно: эта точка опоры должна появиться в самом ребенке, в его сознании и не сливаться с его конкретными сиюминутными порывами.
На какие опоры может опереться этот ребенок?
Очень часто мы воспитываем детей по принципу «так принято». Принято в обществе, в родительской семье, у знакомых… Но ведь надо сказать, что не все «принятое» разумно.
Когда-то битье детей было общим обычаем, в маленьких народных школах по субботам секли всех подряд ни за что, без поводов, для «профилактики» – так было принято.
В современном мире отец, ударивший ребенка, воспринимается им, ребенком, как дурной человек. Родителям кажется: ничего, вырастут – поймут, забудут, еще спасибо скажут.
Но дети не забывают, они помнят (помнит все побои и унижения каждый взрослый человек).
Одно из самых опасных педагогических рассуждений: «Меня били, и я буду бить. Ничего, я вырос. Вырастет и сын, которого я бью». Я его слышала не от одного папы.
Это что же получается? Что некоторые родители оставляют своим детям в наследство собственный пример и привычку бить детей?
Как можно прервать эту эстафету насилия, уходящую в будущее?
Думаю, только одним способом – отказом от собственного битья.
Спасибо за внимание, отклики, подписку, ваши "спасибо".
Записаться на консультацию можно через сообщение по тел.89170252242 (Ватсап, Телеграм), или запишитесь здесь, на сайте В17. Подписчикам скидка 20%
© С уважением, психолог Наталия Фомина, 2022. Все права защищены.