Найти тему

Русский язык. ОГЭ. Разбираем трудности задания 2

Оглавление

Задание 2 – синтаксический анализ текста. Это, пожалуй, одно из самых сложных заданий, которое вызывает у девятиклассников трудности. Поможем ученикам с ними справиться.

Формулировка задания

  • Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
  • Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.

Трудности, которые испытывают ученики

1. Нахождение простого глагольного сказуемого, выраженного фразеологизмом.

Фразеологизм — нечленимое сочетание, которое нельзя разделить на действие и объект и можно заменить одним словом: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, счесть необходимым и т.п.

Например.

Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. (=задвигались)

Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (=подтверждаются)

Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (= влияют)

Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (=влияет)

2. Различение простого глагольного сказуемого и составного именного сказуемого с нулевым глаголом-связкой и именной частью, выраженной кратким причастием.

Если сказуемое выражено одним словом, обязательно нужно определить часть речи. Если сказуемое выражено глаголом в одном из наклонений, то это простое глагольное сказуемое. Если кратким причастием или кратким прилагательным (каков? что сделан?), то это составное именное сказуемое с нулевой глагольной связкой.

Все человеческие чувства доведены (краткое причастие, СИС) у героев Достоевского до высшего напряжения....

Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена (краткое причастие, СИС).

Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил (глагол, ПГС) три огромных военных судна, которые обслуживали (глагол, ПГС) сотни людей!

3. Определение синтаксической роли инфинитива.

Инфинитив в предложении может быть:

- подлежащим, то есть является объектом речи (Хорошо учиться — ваша главная задача);

- простым глагольным сказуемым (При звуке музыке он сразу плясать);

- простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом в сложном будущем времени (В новом учебном году я буду учиться в колледже);

- частью составного глагольного сказуемого, если глагол имеет значение вспомогательного (начало, конец, желание, возможность и т.д.) (В новом году я начну учиться в колледже);

- дополнением, если глагол и инфинитив относятся к разным субъектам действия (Нас попросили (о чём?) прочитать стихи);

- обстоятельством цели, если относится к глаголу со значением движения (Мы поехали на речку (зачем?) купаться);

- определением, если относится к существительному (Отряд получил приказ (какой?) отступать).

Например.

Кто из нас в детстве не мечтал стать (СГС) отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать (ПГС) затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях!

Культура человека выражается не только в умении (каком?) говорить, но и в умении (каком?) слушать (определения).

Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её (о чём?) не биться и потерпеть (дополнения) ещё немного.

4. Различение простого глагольного и составного именного сказуемого.

Следует различать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом «быть», «казаться», «являться», «стать»,«считаться» и др. от составных именных сказуемых, в которых они выполняют функции глагола-связки.

  1. Если глагол «быть» имеет значения «находиться», «иметься», «существовать», то это ПГС. (У Кати была собака. Костя был в школе). Если глагол «быть» имеет значение «являться кем-то, чем-то, каким-то», то это СИС. (Маша была спортсменкой. Здание было магазином. Вася был умным).
  2. Если глаголы «казаться», «являться», «стать», «становиться», «считаться» и др. употребляются в прямом значении (казаться — представляться, возникать; являться — приходить; стать — остановиться и пр.), то это ПГС. (Вдали показался лес. Начальник являлся на работу с опозданием). Если эти глаголы имеют значение «быть кем-то, чем-то, каким-то», то это СИС (Мальчик показался мне добрым. Мужчина являлся охранником магазина).

Например.

Учёным был приведён (СИС) большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих.

Вот уже и стало жарко (СИС).

Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным (СИС), не поддаётся внешнему воздействию.

5. Нахождение составного именного сказуемого с нулевым глаголом-связкой.

В настоящем времени в составном именном сказуемом нулевая глагольная связка. В предложении есть только именная часть, которая выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением. Такие сказуемые отвечают на вопросы: кто такой? что такое? какой? каков?

Надо запомнить! Краткое прилагательное и краткое причастие ВСЕГДА составные именные сказуемые.

Рельеф Земли – это (что такое?) сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил.

Звуки – это (что такое?) то, что слышит ухо.

Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, (каково?) связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Например.

Дымковской игрушке (каковы?) чужды полутона и незаметные переходы. Вся она (какая?) броская, яркая, горящая цветными пятнами.

Новое – это (что такое?) лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования.

6. Различение видов односоставных предложений с главным членом сказуемым.

Односоставные предложения с главным членом сказуемым: определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные. Чтобы их уметь различать, можно использовать лайфхак — вместо отсутствующего подлежащего подставить местоимение:

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ (только в наст. и буд. вр.) — определённо-личное (В этом году Новый год (мы, буд. вр.) встретим дома).

ОНИ (в наст., буд. и прош. вр.) — неопределённо-личное (Передают (они, наст. вр.) дожди в течение всей недели. На завтра передавали (они, прош.вр.) дождь).

ТЫ, ОНИобобщённое-личное, если имеет обобщённое значение (Цыплят по осени (они) считают).

НЕЛЬЗЯ подставить никакое местоимение — безличное (На улице парит к дождю).

Не путать с двусоставными предложениями, в которых есть подлежащее!

Знаете ли вы, что удивительная идея создания искусственной сверхпланеты принадлежит К.Э. Циолковскому?

Например.

Чтобы защитить (нельзя подставить подлежащее, безличное) металл от разрушения, рекомендуют (они, неопр.-личное) использование материалов, не подвергающихся коррозии.

7. Неумение находить подлежащие, выраженные указательными, относительными и определительными местоимениями.

Подлежащее может быть выражено местоимением. В русском языке 9 разрядов местоимений, и в роли подлежащего могут выступать не только личные (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), но и местоимения других разрядов:

  • указательные: это, то, тот, та, те (Это произошло в прошлом году);
  • определительные: все (Все разошлись по комнатам);
  • относительные (союзные слова в сложноподчинённом предложении): который, кто, что (Мы вышли к озеру, которое находилось посреди леса).

Если рядом оказываются два местоимения в именительном падеже — указательное и определительное — подлежащим будет указательное, а определительное — второстепенным членом предложения (определением). (Всё это случилось очень неожиданно).

Например.

По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".