Часть 2: Плавучий театр
Сергей Балакин
О своей случайной встрече с «Кораблём дураков» по имени «Азарт» я рассказал в предыдущей статье. А теперь речь пойдёт о самом корабле и его экипаже.
Вообще, «Азарт» («Azart») сам по себе - весьма заслуженное судно, способное украсить собой любой морской музей. Ему уже больше ста лет. Оно было построено в Голландии в 1916 г. как парусный рыболовный траулер (логгер) и имело наименование «SCH-4». Из-за бушевавшей в Европе войны будущий «Азарт» первые два года своей службы не покидал территориальных вод Нидерландов. А с 1918 г. и вплоть до Второй мировой войны занимался ловом сельди в Северном море. В 1929 г. на нём установили двигатель мощностью в 110 л.с. Судно имело прозвище «Красный логгер» - из-за цвета его корпуса, поскольку остальные базировавшиеся в Схевенингене траулеры были традиционно чёрными.
В 1940 г. судно было захвачено немцами и включено в состав Кригсмарине как патрульный корабль и вспомогательный тральщик NR 3614. При переоборудовании на нём появилось лёгкое вооружение и новый 180-сильный дизель. В конце 1945 г. бывший тральщик переоборудовали в буксир и переименовали в «Astrid». А вскоре судно вернулось к привычной работе – лову сельди, и на его борту снова появилось прежнее название «SCH-4». По некоторым данным, помимо номера траулеру присвоили и собственное название «Cornelis Roeleveld».
В послевоенные годы траулер неоднократно перестраивался; его корпус сначала удлинили на 8 м, а в 1978 г. укоротили до первоначального размера. В 1959 г. на нём установили дизель Industrie мощностью в 220 л.с., который сохраняется на судне по сей день. Тогда же на судне появилась новая (на самом деле старая) рубка, демонтированная со списанного парового траулера.
До 1971 г. «SCH-4» был промысловым судном, затем в течение нескольких лет перевозил рыбу из Исландии в Норвегию. Позже судно использовалось для однодневных морских прогулок типа Fish&Beer Trip. Наконец, в 1989 г. его приобрел фонд «Азарт» для использования в роли плавучего театра, и на борту 73-летнего траулера появилось его нынешнее название. А рядом с ним - своеобразный «подзаголовок»: «The Opera Ship».
После всех перестроек наибольшая длина судна составила 25,86 м, ширина 6,6 м, осадка 2,8 м, валовая вместимость 110 брт. Внутри имелось 10 кают с 13-ю койками, камбуз, мастерская, ряд вспомогательных помещений.
В новом качестве «Азарт» задумывался как авангардный морской и одновременно художественно-театральный проект; корабль в нём является и театральной сценой, и декорациями, и жилищем артистов, складом реквизита, гримерной и т.п. Штаб-квартира фонда «Азарт» находится в Амстердаме, однако проект изначально создавался как интернациональный, в котором, кстати, активное участие приняли и наши соотечественники.
Начало театральной жизни «Азарта» складывалось непросто. Представьте себе экипаж корабля, набранный из бродячих артистов, художников, хиппи и прочих представителей европейской богемы… Неудивительно, что взлёты и восторги зрителей перемежались периодами упадка и безденежья.
Но со временем проект получил известность, оригинальные постановки были замечены критиками и СМИ. В составе интернациональной труппы «Азарта» появились энергичные и отмороженные креативные люди, понаехавшие в Голландию из разных стран мира. Подтверждением признания творчества коллектива может служить тот факт, что в 1994 г. одну из площадей Амстердама в честь корабля переименовали в Аzartplein – Площадь «Азарта». В значительной степени это заслуга Августа Деркса (August Dirks), ставшего капитаном судна и идейным вдохновителем театральной труппы. А помогали ему в первую очередь наши соотечественники, ставшие его единомышленниками.
По инициативе Деркса театральный стиль труппы приобрёл форму капустника, бурлеска и гротеска. А «Азарт», стоявший преимущественно на приколе, снова стал ходовым. При этом он из «Корабля-оперы» превратился в «Корабль дураков».
В 1994 г. капитан Деркс с подачи своих российских коллег задумал совершить большое путешествие по России, о чём сообщили многие голландские СМИ. Одна из газет приводит слова артистов, которые называют нашу страну «Островом дураков» и осознают необходимость посетить «свою духовную родину». Аргументация выглядела убедительно, и экипаж «Азарта» удостоился чести получить из рук замминистра культуры России грамоту следующего содержания:
«Я, заместитель министра культуры России Михаил Швыдкой, сознавая важность общения великих держав: России и Нидерландов, следуя по пути, проложенному Великим Петром, обращаюсь ко всем, кто увидит или услышит что-либо о корабле дураков «Азарт», с повелением одаривать вышеозначенный корабль хлебом и солью.
Принимая во внимание азартное стремление экипажа «Азарта» подарить российскому народу смех и мудрость Эразма Роттердамского с его «Похвалой глупости», я властью мне данной повелеваю: Всем! Всем! Всем! От кого зависит радостное и свободное продвижение «Азарта» по внутренним водам России. Не чинить команде никаких дурацких препятствий, более того – всячески помогать ей в осуществлении её благородной миссии.
Москва, 27 октября 1994 г. /Подпись/».
В сентябре 1995 г. «Азарт» прибыл в Санкт-Петербург. Далее его экипаж планировал пройти по рекам и каналам в Москву, Нижний Новгород, Самару и Волгоград, а затем вернуться назад. Однако он не учёл, что плавание иностранных судов по внутренним водным путям России тогда было запрещено (этот запрет отменили только в 2011 г., да и то с оговорками). «Азарту» пришлось возвращаться ни с чем.
Фото: www.facebook.com/azart.shipoffools/photos/
Окончание – в следующей статье. А начало – здесь.