Многие эксперты уже отметили, что в «благодарность» России за помощь – я бы даже сказал: спасение – нынешнего казахского правящего режима, его номинальный руководитель назначил Аскара Умарова министром информации. Если кто не в курсе, этот человек ранее отметился русофобскими высказываниями.
Перечислять их не стану, ибо они в открытом доступе. Гораздо интереснее попытаться ответить на вопрос: зачем Токаев именно сейчас, когда спасенные нашими миротворцами улицы казахстанских городов еще не остыли от террористических атак и погромов, назначить этого человека на столь важную должность? Что, позже нельзя было это сделать?
Мне в голову приходят три причины.
Первая. Попытка Токаева выстроить отношения со сторонниками «многовекторности» и данное назначение – демонстрация того, что «прогибаться» перед Москвой он не собирается. Недаром он поспешил, как только ситуация чуть стабилизировалась, попросить миротворцев покинуть республику.
В конце концов, надо полагать, Токаев уверен, что случись рецидив мятежа, Россия снова придет на помощь – прежде всего по геостратегическим соображениям. И здесь он, вне сомнений, прав. К слову, симптоматично, что казахи не допустили российских миротворцев к охране биолаборатории им. Айкимбаева, возможно контролируемой американскими наемниками.
Причина вторая. В рамках ментальных установок как самого нынешнего казахского президента, так и его окружения, высказывания Умарова не являются русофобскими и, по мнению Токаева, не должны отрицательным образом сказаться на наших двусторонних отношениях.
Собственно, в подтверждение данной точки зрения можно привести высказывания самого Умарова на его странице в фэйсбуке, выдержанные корректном по отношении к нам тоне и свидетельствующие о готовности к плодотворному сотрудничеству с Россией. Ну. в общем люди меняются, в том числе и вместе с политической конъектурой. С чего бы Умарову быть исключением?
Ну и третья причина, на мой взгляд, наименее вероятная: окружение Токаева решило, что мавр, то есть Россия, седлал свое дело и может уходить, а страна должна следовать по пути Узбекистана, еще в 2012 году вышедшего из ОДКБ.
Возможно, Токаеву удалось найти компромисс с теми, кто неудачно пытался захватить власть и назначение Умарова – зримое свидетельство пока неизвестных нам договоренностей внутри борющихся за власть кланов. Но, повторю, эта версия мне представляется менее вероятной.
Что ж, будем следить за развитием событий; в конце концов ситуацию в соседней республике пока еще трудно назвать стабильной.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков