Найти тему
kin0guru

Приключения Шурика и другие фильмы Гайдая на ЦТ в 1980-е годы

Сейчас в порядке вещей гонять по ТВ всенародно любимые фильмы и сериалы десятки раз за год (особенно по праздникам), притом, что все они и так легкодоступны на ютубах и пр. Не потому ли популярные киноленты, будучи и без того рассмотренными вдоль и поперек, по-прежнему остаются излюбленными мишенями как для блохоискательства, так и для копания в тайных смыслах? А всего каких-то 30-40 лет назад каждый очередной телепоказ советской киноклассики (как и отдельных сериалов) становился чуть ли не событием всесоюзного масштаба!

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

В силу возраста я не застал большинства кинопремьер Леонида Гайдая - в первую очередь, это касается лучших его работ, снятых в 60-70-е годы. А видеть их в кинотеатрах мне и позже не посчастливилось, так как в рамках сеансов повторного показа у нас вечно что-то другое крутили. Единственное исключение - "Спортлото-82", на который в младших классах я ходил раз пять (и тогда он воспринимался на ура). Самой же первой гайдаевской комедией, что я увидел, притом по ТВ, была "Кавказская пленница".

Сейчас это покажется странным и даже таинственным, но в 1980-е годы данная кинокартина была единственной из всего творчества режиссера, что показывали по Центральному телевидению регулярно и относительно часто (примерно каждые два года: в 1980, 1982, а затем по два раза в 1984 и 1987 гг.). Неудивительно, что мне она тогда запомнилась лучше всего, включая самое первое впечатление от похождений Шурика и его недругов 14 марта 1980 года.

-2

Следущей по частоте телепоказов была "Бриллиантовая рука" и то в первой половине десятилетия её демонстрировали всего лишь раз - 2 мая 1983 года, зато в 1986-90 прям зачастили - чуть ли не ежегодно баловали зрителей.

Если же брать остальные классические комедии Гайдая, для меня и моего поколения они долгое время оставались неизвестны - до самой Перестройки (в чем причина такого негласного запрета, мне неясно до сих пор). Так черно-белых "Деловых людей" (с наиболее уморительной новеллой "Вождь краснокожих") я увидел лишь 22 сентября 1985 года.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

А с "Операцией Ы" произошла наиболее интересная история. Впервые про этот фильм я узнал лет так в десять - из сказочной повести Людмилы Матвеевой "Старый барабанщик", изданной в 1971 году, и где главный герой:

отправился в кино на свой любимый фильм «Операция Ы». Барабанщик смотрел этот фильм уже два раза, но с удовольствием стал смотреть в третий — очень ему нравилось, как огромный, толстый хулиган говорит Шурику: «Влип, очкарик!» — и ещё, как артист Юрий Никулин с большим чувством поёт: «Постой, паровоз, не стучите, колёса. Кондуктор, нажми на тормоза». Барабанщик знал толк в искусстве и больше всего на свете ценил хорошую серьёзную музыку. Но и пение артиста Никулина ему тоже казалось прекрасным, а песня душевной и трогательной.
Обложка книги - из свободных интернет-источников
Обложка книги - из свободных интернет-источников
И вот, когда Никулин взял гитару и начал петь, экран вдруг погас. Зал недовольно зашумел...

Название "Операция Ы" на момент первого прочтения ни о чем мне не говорило, разве что "артист Никулин" был хорошо известен, но опять же по "Кавказской пленнице". А сам фильм после долгого перерыва (с 1978 года, как минимум) по Центральному телевидению показали только 1 мая 1987 года. Можете представить моё предвкушение, когда я обнаружил этот заголовок в газетной телепрограмме на предстоящую неделю:

-5

Но к тому времени я уже наконец-то познакомился и с некоторыми другими нетленками (пропустить их было бы непростительно - при двух-то телеканалах):

  • 1 января 1987 года - "Иван Васильевич меняет профессию"
  • 7 апреля 1987 года - "Пёс Барбос" + "Самогонщики"

Гайдаевские "12 стульев" показали на несколько месяцев раньше - 10 и 11 сентября 1986 года - но тогда я их пропустил почему-то и потому изначально проникся 4-серийной телеверсией Марка Захарова (увидел в январе 1990 года и с тех пор люблю только её). А вот про "Не может быть!" теленачальники вспомнили позже других - в начале июля 1989 года - но это если не считать "За спичками", который оставался забытым еще лет пять, а то и десять (хотя этот фильм классикой назвать язык не поворачивается, как и "Опасно для жизни", премьера которого на ТВ состоялась 22 января 1989 года).

(с) Albert Magnus специально для kin0guru

#киноностальгия от kin0guru