Найти тему

КОЛОССЯНАМ (ч.25): ЖЕЛАНИЕ ПАВЛА: ИХ ПОЛНОЕ ПОНИМАНИЕ БОЖЬЕЙ ТАЙНЫ

«Желаю, чтобы вы знали, какую борьбу имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего во плоти, чтобы утешились сердца их, соединённые в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Божией — Христа» (Кол. 2:1, 2).

«Желаю, чтобы вы знали, какую борьбу имею я» (2:1)

То, что в этом месте Павел не прерывает свою мысль, видно в греческом оригинале, где употреблено слово «ибо» (гар; см. Восстановительный Перевод, Современный Перевод), которое означает «в качестве пояснения». В 1:28 он заявил, что его цель — «представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе». Это можно осуществить, если колоссяне и другие разовьют в себе качества, названные в 2:2. Определив себе цель представить их совершенными во Христе он вступает в напряжённую борьбу ради них, ради христиан в Лаодикии и где бы то ни было. Соединение 1:28 с 2:1 проясняет связь между ними.

Слово «борьба» (агон) означает преданность, выраженную в ревностном и последовательном труде. Слово, в 1:29 переведённое «подвизаюсь», имеет тот же корень, что и слово, которое иногда ассоциируется с напряжением сил участников состязаний на арене. Это иллюстрирует то, как упорно Павел работал над духовным благополучием своих адресатов.

«Ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе» (2:1)

В письмах Павла выражены сильные эмоции. Те, кто представляет себе Павла бесчувственным, равнодушным и безразличным к другим, совершенно не понимают сострадательной стороны Павла. Так же и христиане, никогда ранее не знавшие Павла лично, могли не подозревать, какие глубокие чувства он питал к ним и к их духовным нуждам. Он обнажает эту часть себя, чтобы показать им, как сильно его волнует их духовное здоровье.

Как Павел относился к своей работе? У него была миссия — благовествовать всем, кому только можно (Рим. 1:14, 15)? — даже тем, с кем он не мог увидеться лично, но кого мог учить посредством своих посланий. Он писал: «Это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9:16).

Павел беспокоился о церкви в Лаодикии и Иераполе. Лаодикия находилась километрах в двадцати к западу от Колосс. Годы спустя об этой церкви будет сказано, что она стала ни холодной, ни горячей, богатой земными богатствами, но духовно бедной (Отк. 3:14–22).

Они стали такими, что Иисус был готов, образно говоря, извергнуть их из Своих уст.

«И ради всех, кто не видел лица моего во плоти» (2:1)

Павел вовсе не имеет в виду, что никто в Колоссах не видел его. Он обращается к трём группам людей. Он говорит, что ведёт напряжённую борьбу «ради вас», то есть ради христиан в Колоссах; ради тех, «которые в Лаодикии и Иераполе» и всех, «кто не видел лица [его]». Эта третья группа могла включать кого-то из первых двух групп, а также всех остальных, кто не был знаком с Павлом. Если это так, тогда в Ликийской долине его видели, но большинству видеть его не довелось.

«Во плоти» — это буквальный перевод греческой фразы му ен сарки. Для него есть разница между теми, кто только слышал его, и теми, кто был знаком с ним лично.

«Чтобы утешились сердца их» (2:2)

Рвение Павла направлено на то, чтобы повысить духовность других. Его больше тревожило состояние их сердец, нежели их физическое здоровье. Сердца (кардиай) в Библии — это средоточие внутренней жизни человека. Только в одном месте Библии это слово означает физическое сердце, которое качает кровь (2 Цар. 18:14; LXX). Кроме внутренней части человека, оно может также означать физический центр, как например «сердце земли» (Мф. 12:40).

В Новом Завете слово кардиа в значении человеческого «сердца» употребляется в смысле интеллектуального, психического и духовного центра, посредством которого человек думает (Мф. 9:4), понимает (Мф. 13:16), рассуждает (Мк. 2:6), сомневается (Мк. 11:23), помышляет (Лк. 1:51), обдумывает (Лк. 2:19), раздумывает (Лк. 3:15), испытывает похоть (Рим. 1:24), верит (Рим. 10:10), обманывается (Рим. 16:18) и осуждает (1 Ин. 3:21). Оно может испытывать эмоции в той части человека, которая любит (Мф. 22:37), скорбит (Мк. 3:5), смущается (Ин. 14:1), печалится (Ин. 16:6) и радуется (Деян. 2:26), мучается (2 Кор. 2:4) и утешается (Кол. 4:8). Оно вмещает также волю, цель (Деян. 11:23) и намерение (Евр. 4:12).

Павел желает укрепления центра духовной жизни этих христиан, их сердец. Физические качества важны, но не настолько, насколько важна внутренняя личность, «сокровенный сердца человек» (1 Пет. 3:4). Бог смотрит на сердце, а не на внешность (1 Цар. 16:7; 3 Цар. 8:39; Лк. 16:15; Деян. 1:24; Рим. 8:27; Отк. 2:23). Поучение Соломона очень ценно: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23). Человек живёт не только хлебом, основным продуктом для поддержания физической жизни, но и Словом Божьим, духовной пищей для сердца (Мф. 4:4).

«Соединённые в любви» (2:2)

Корень слова, переведённого «соединённые» (симбибадзо), включает в себя понятие «сводить вместе», как мысли, чтобы доказать что-то (Деян. 9:22), сделать вывод (Деян. 16:10), преподать урок (1 Кор. 2:16) или соединить людей (Еф. 4:16; Кол. 2:2, 19). Это четвёртый из пяти случаев упоминания Павлом агапе в Послании к колоссянам (см. 1:4, 8, 13 [«возлюбленного»]; 3:14).

Примером соединяющей любви является любовь Ионафана к Давиду (1 Цар. 18:1). Христиане должны иметь такую же близость и заботу друг о друге, какую проявляли Ионафан и Давид. Единство основывается на постоянстве в любви и доверии.

Иисус учил, что «будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16). Он молился за единство всех верующих (Ин. 17:20, 21). Павел назидал христиан не допускать между собой разделений (1 Кор. 1:10), но сохранять единство в смирении, кротости, терпении, любви, снисходительности друг к другу (Еф. 4:1–3). Бог установил единство на основании того факта, что есть «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог» (Еф. 4:4–6). Единство приходит, если следовать Христу, а не человеческим традициям и примитивным учениям мира (Кол. 2:8). Христос соединяет людей, когда они приходят «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).

Целью каждого христианина должно быть единство всех верных христиан. Мы не должны искать единства с мирскими людьми или с теми, чьи дела, мысли и мораль не от Христа (Рим. 16:17; 2 Кор. 6:14–17).

«Для всякого богатства совершенного разумения» (2:2)

Истинное богатство, пишет Павел, не в деньгах или материальных вещах. «Богатство» (плутос), упоминаемое также в 1:27, — оно в разумении (синесис). Павел молился, прося Бога дать колоссянам разумение, чтобы они возрастали в познании Его (1:9, 10). Колоссяне должны стремиться не к земному богатству, а к небесному, к духовным сокровищам и вечным благословениям (Мф. 6:20; 1 Тим. 6:19).

Неведение может быть опасным, тогда как понимание может дать уверенность. Открытое Божье Слово позволяет проникнуть в Его планы и намерения. Познавший Его Слово убеждён, что христианская жизнь несёт «обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8). Христиане могут не сомневаться в ценности веры в Христа. Сокровища учения Иисуса могут соединить нас любовью и помочь понять Божьи помышления.

Кроме того, пребывающие во тьме «неразумения» остаются неспасёнными (Рим. 10:1–3). Они «отчуждены от жизни Божией» (Еф. 4:17, 18). Понимание — важнейший элемент в отношениях человека с Богом.

«Для познания тайны Божией — Христа» (2:2)

Христианам нужен определённый уровень понимания. Познание тайны — Иисуса и спасения, которое Он даёт, — это результат понимания Божьего откровения. Фраза «тайны Божией — Христа» в греческом тексте имеет варианты и может быть интерпретирована по-разному:

Возможны четыре варианта понимания греческого текста: (1) «тайна Божья, то есть Христова», где «Христова» является приложением к слову «Божья»; (2) «тайна Бога Христова», но отсутствие определённого артикля перед словом «Христос» делает этот вариант крайне маловероятным; (3) «тайна Бога Христа» (или «божественного Христа»), но параллели этому в [Новом Завете] отсутствуют; и (4) «тайна Божья, которая есть Христос», где «Христос» является приложением ко всей фразе «тайна Божья». Этот последний смысл принимается огромным большинством современных толкователей и переводчиков».

Иисус, как видно из Его жизни и учения, являет Собой откровение тайны, которая была сокрыта для всех предыдущих поколений. Ветхозаветные пророчества намекали на Его приход и на характер Его работы, но покров тайны оставался до самого Его прихода в мир.

Благодаря Его приходу к истинному познанию Бога теперь имеется доступ в Иисусе: «потому что Бог… озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6).

«Тайна» (мистерион) в этом письме упоминается четырежды (1:26, 27; 2:2; 4:3). Под тайной мы часто понимаем что-то загадочное, мистическое и непостижимое, порой не поддающееся объяснению и пониманию. Значение греческого слова несколько иное. Употребляя его, Павел говорит как бы о божественном секрете, который можно понять (вернее, узнать) только через откровение свыше, а не путём рассуждений и других усилий со стороны людей.

В греческом и римском мире слово «мистерион» («тайна») применялось по отношению к разным мистическим религиям. Их ритуалы, основанные на историях об их богах и богинях, были чем-то вроде разыгрываемых на сцене страстей. Эти культы имели замысловатые символы, которые тщательно заучивали желавшие стать их членами. Обряды посвящения в некоторых случаях требовали от кандидатов разделить страдания с богами путём наблюдения за их страданиями, смертью и воскресением, разыгрываемыми членами культа. Для постороннего человека это не имело смысла, но на посвящаемого производило глубокое впечатление и должно было каким-то образом его преобразить.

Слово «мистерион» Иисус использовал, говоря о неоткрытой природе предсказанного царства Божьего (Мф. 13:11). В прошлые века Божий план действия через Христа держался в секрете, но был открыт апостолам и пророкам Святым Духом (Рим. 14:24 [16:25]; Еф. 3:4, 5). Павел получил это откровение наравне с другими (1 Кор. 4:1; Еф. 1:9; 3:3).

#библия #колоссянам #изучение библии #христианство #религия