Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что автомобиль способен обеспечить не только мобильность, но и бытовой комфорт. Но так было не всегда. Индустрия транспорта проделала долгий путь к таким достижениям, которые воспринимаются, как данность. И первой компанией, которая сделала солидный вклад в распространение личных автомобилей была Ford. Именно эта марка позволила ассоциировать машину с общедоступным средством передвижения.
Нужно вспомнить, какая модель стояла у истоков. Конечно, Model T. Чтобы понять её влияние на общие тенденции, нужно немного окунуться в историю. Раньше все ТС собирались вручную. И только гениальный Генри Форд придумал конвейер. В те времена (как и сейчас) автомобиль представлял собой сложное техническое средство. Поэтому стояла задача его рационализировать, упростить. Но не в ущерб качеству. Недаром на рекламном плакате красовалась многообещающая надпись «High priced quality in a low priced car» что примерно значит «Низкая цена не в ущерб качеству» или «Качественная машина не обязательно должна стоить дорого». Стоит понимать, что основатель фирмы был также неплохим маркетологом, что также имеет значение в данном контексте.
Модель Т называли ещё Жестяной Лиззи, что можно трактовать как общедоступное средство передвижения. Всё дело в том, что Лиззи – популярная кличка лошади в США. Соответственно фордовское изобретение могло стать заменой животному транспорту. И только одно это делало честь компании. Ведь считается, что конкретно этот авто стал доступным для покупки американцам среднего класса. И данную заслугу сложно преуменьшить. Ведь Model T продавалась по всему миру, в том числе, в Россию.
Был ли данный форд не только проще, но и хуже своих конкурентов? И да и нет. «Американец» имел добротную сборку, низкую стоимость, неплохое техническое оснащение. С другой стороны, органы управления оставляли желать лучшего, на машину требовались права отдельного образца (в некоторых штатах), а сама конструкция в 1908 году была немного сыроватой (зато были многочисленные доработки вплоть до 1927 года).
Технические особенности
• Под капотом располагался рядный 2.9-литровый карбюраторный нижневальный двигатель, который выдавал 20 сил. Интересно, что жидкостная система охлаждения работала без помпы (водяного насоса). За основу был взят принцип перепада температур. Кстати, масляного насоса тоже не было, а смазка реализовывалась простым разбрызгиванием.
• В паре с силовой установкой работала механическая 3-ступенчатая коробка передач. КПП была планетарной. Это означает, что в работе были задействованы тормоза для переключения скоростей. Сцепление было реализовано мокрого вида, а нейтральной передачи не было. Привод задний, классический.
• Подвеска зависимого типа по кругу, сзади располагался неразрезной мост и рессоры. Тормоза только на кормовой части автомобиля, механического типа.
Кузов (деревянный, обшитый тонким листовым металлом) имел незамысловатую конструкцию и устанавливался на швеллерную раму с поперечинами. Рулевое управление было снабжено планетарным редуктором. Любопытно: чтобы снять покрышку, не нужно было демонтировать колесо в сборе. Работы проводились на автомобиле. Позже конструкторы изменили этот алгоритм в пользу более привычного сегодня.
Правда, что Модель Т была неудобной в управлении?
Действительно, это так. Потому что многое было нестандартным в угоду снижения себестоимости товара. Например, на полу было размещено 3 педали. Это сцепление, задний ход и тормоз. А вот гашетка была размещена ближе к рулю. Там, же можно увидеть блок управления зажиганием. А справа от водителя находилась рукоять ручного тормоза. Наверное, это единственное (кроме баранки), что было сделано удобно.
Панель спереди обшита натуральным деревом, видны некоторые аналоговые приборы. Ветровое отсутствует. И это непривычно. Зато никакого дивана (на американский манер) нет и в помине. Установлены обычные раздельные кресла.
Несмотря на современную (довольно частую) критику, значение авто сложно переоценить для технического прогресса и истории. Вклад Модели Т остаётся очень весомым.