Василеостровский район. Маршруты на Петроградскую сторону. Часть 1. Транспортная реформа

118 прочитали

С 1 апреля по 15 июля в три этапа в Санкт-Петербурге в рамках проводимой транспортной реформы будет запущена новая маршрутная сеть без коммерческих маршрутов, с новыми и изменёнными маршрутами. В этом посте первая часть статьи с информацией и аналитикой о новой маршрутной сети в части маршрутов с Васильевского острова на Петроградскую сторону или через Петроградскую сторону в другие районы города.

В действующей маршрутной сети 5 коммерческих маршрутов между Василеостровским районом и другими районами города (Приморским, Выборгским, Калининским, Красногвардейским) через Петроградский район (К-10, К-30, К-32, К-175, К-690) и 1 коммерческий маршрут между Василеостровским районом и Петроградским районом (К-120).

Все эти коммерческие маршруты не имеют аналогов среди действующих социальных маршрутов. Коммерческие маршруты К-120 и К-175 уже прекратили работу. Раньше в дореформенные и допандемийные времена факт неработы коммерческого маршрута указывал на его малую востребованность пассажирами, то теперь всё иначе. Во-первых, всё что связано с коронавирусной пандемией привело к падению пассажиропотоков. Во-вторых, временный запрет на работу коммерческих маршрутов вкупе с увеличением интервалов движения по ним стали причиной перераспределения пассажиропотоков. В-третьих, распространение деятельности перевозчиков в другие субъекты Федерации и пандемия способствовали нехватке водителей. В-четвёртых, сама по себе надвигающаяся отмена маршруток сделала бессмысленным вложение ресурсов в “раскатку” маршрутов, возвращение на них пассажиров. В-пятых, по моему мнению, возможно взаимодействие транспортных властей с перевозчиками-победителями аукционов по закрытию тех или иных коммерческих маршрутов. Трудно не заметить, что прекращают работу прежде всего коммерческие маршруты, имеющие уникальные трассы, но которые при этом не будут заменены в новой маршрутной сети, например, К-51, К-87, К-120, К-175, К-195, К-401.

Трамвай на ул. Куйбышева
Трамвай на ул. Куйбышева

К-10 и новый маршрут 275

Из всех коммерческих маршрутов с Васильевского острова на Петроградскую сторону или дальше заменён новым маршрутом будет только коммерческий маршрут № К-10. Ему на смену с 15 июля 2022 года придёт автобусный маршрут № 275. Правда, начинаться маршрут будет не у Выборгского шоссе, как К-10, а у пр. Культуры на Придорожной аллее. Далее идти до ул. Есенина и с неё поворачивать на пр. Просвещения, не заходя к метро.

Интервалы движения по будням на Васильевский остров с 5:30 (первый автобус) до 19:26 13—16 минут; с 19:26 до 23:00 (завершающий автобус) 18—22 минуты. Интервалы движения по будням на пр. Просвещения с 5:26 (первый автобус) до 21:28 13—16 минут; с 21:28 до 23:00 (завершающий автобус) 18—19 минут.

Интервалы движения по выходным на Васильевский остров с 5:30 (первый автобус) до 9:01 18—20 минут; с 9:01 до 18:55 15—17 минут; с 18:55 до 23:00 (завершающий автобус) 20—25 минут. Интервалы движения по выходным на пр. Просвещения с 5:32 (первый автобус) до 11:03 18—20 минут; с 11:03 до 20:57 15—17 минут; с 20:57 до 23:00 (завершающий автобус) 20—21 минута.

Время отправления автобусов указано в направлении Васильевского острова от начального остановочного пункта “Пр. Культуры, угол Придорожной аллеи”; в направлении пр. Просвещения от конечного остановочного пункта “Средний пр. В. О. по 9-й линии В. О.” (именно он конечный, а не “Василеостровская”).

Проанализируем расписание автобусного маршрута № 275.

1. Первое, что бросается в глаза при просмотре параметров маршрута, — это небольшое количество рейсов в день (69 прямых и 72 обратных по будням и 60 прямых и 61 обратный по выходным) при большом количестве автобусов (26 автобусов большого класса). Это меньше трёх оборотных рейсов на один автобус.

Возьмём для примера график № 1. Он состоит из следующих рейсов: 5:30 от пр. Культуры, 7:32 от Среднего пр., 10:05 от пр. Культуры, 12:07 от Среднего пр., 14:03 от пр. Культуры, 16:05 от Среднего пр., 18:41 от пр. Культуры, 20:43 от Среднего пр. Точно оценить норму времени обратного рейса мы не можем, потому что отправлению автобусов от автобусной станции может предшествовать выравнивающая стоянка, обед, межрейсовый отдых. Но на углу Среднего пр. и 9-й линии вряд ли предусмотрен длительный отстой. Таким образом, можно сделать вывод, что норма времени, по крайней мере, прямого рейса составляет около 2 часов. Это очень много. Такая норма времени рейса может быть оправдана, только если в неё заложено стояние в пробках. И если это так, то это настоящий прорыв в проектировании расписаний в нашем городе. Но такое же двухчасовое время рейса заложено, например, и для ранних утренних рейсов по выходным, когда ждать пробок не приходится.

2. В расписании есть интервалы движения по 25 минут, и при этом оно является интервальным, то есть без указания времени отправления автобусов для каждого рейса по каждой остановке. И если по будним всего 2 интервала больше 20 минут только в прямом направлении, и это интервалы между тремя завершающими рейсами, с чем можно смириться. То по выходным уже после 19:55 в прямом направлении начинаются интервалы от 21 минуты и достигают 25 минут. В обратном направлении три последних интервала по 21 минуте.

3. Слишком раннее время отправления завершающих автобусов. По будним дням более раннее, чем время отправления завершающих автобусов по К-10. При этом в большинстве случаев новые маршруты заканчивают работу позже, чем их коммерческие предшественники. Хотя понятно, что автобусный маршрут № 275 будет популярен у пассажиров и что из центра города на север существенные пассажиропотоки есть и в позднее время.

К-30, К-32, К-175 и новый маршрут 230

Коммерческие маршруты К-30, К-32, К-175 будут закрыты без замены новыми маршрутами. Последний день работы коммерческих маршрутов в Петербурге, согласно документу планирования регулярных перевозок, 14 июля 2022 года, но отдельные маршруты могут прекратить работу раньше, притом ещё даже до первого этапа запуска новой маршрутной сети, как К-175.

На первый взгляд, К-30 вполне компенсируется трамвайным маршрутом № 6 для связи Васильевского острова с Финляндским вокзалом и новым маршрутом № 230 для связи Васильевского острова с Кондратьевским пр. Но на самом деле К-30 — важный маршрут. Он решает транспортные задачи, которые в новой маршрутной сети никак не решены.

1. Трамваи — отличный и нужный вид транспорта, но в силу своих технологических особенностей он нуждается в гарантировании автобусами. И в этом нет ничего страшного. Трамвайный участок от Финляндского вокзала до “Горьковской” единственный, остающийся с отменой К-30 и изменением 49-го без какой-либо подстраховки. Если я не прав, то поправьте меня.

2. К-30 обеспечивает транспортную связь двух главных магистралей Петроградской стороны — Каменноостровского и Большого проспектов. В новой маршрутной сети на Каменноостровском пр. южнее “Петроградской” останется только автобусный маршрут № 46. Его ожидание с пересадкой у “Петроградской” будет отнимать столько времени, что легче дойти пешком.

3. В новой маршрутной сети не останется сквозных маршрутов через Финляндский вокзал, кроме троллейбусных маршрутов № 3 и 8. А сквозные маршруты очень нужны. Во-первых, они связывают остановки внедалеке от Финляндского вокзала. Ведь неудобно, когда для поездки на небольшое расстояние нужно сделать пересадку. Во-вторых, они позволяют сделать пересадки у Финляндского вокзала удобными, не нужно пересекать площадь своими ногами. Пересадку можно сделать на той же остановке, на которую приехал.

К-30 нуждается в замене новым маршрутом, возможно с сокращённой трассой до “Василеостровской” или даже до “Спортивной”.

К-32 обеспечивает связь Ладожского и Финляндского вокзалов, обслуживание части Большого Сампсониевского пр., сквозные связи через Финляндский вокзал. В новой маршрутной сети для поездок между вокзалами потребуются пересадки, а по Большому Сампсониевскому пр. между Боткинской ул. и ул. Смолячкова автобусы будут ходить только в сторону “Выборгской”, маршрутов с Петроградской стороны в Калининский район через Финляндский вокзал не останется.

К-175 — нужный маршрут, связывающий весь Гражданский пр., самую северную часть Калининского района с Петроградской стороной и Васильевским островом; обеспечивающий обслуживание ТРК “Парк Хаус” и рядом расположенного гипермаркета “Леруа Мерлен”. В новой маршрутной сети есть только троллейбусный маршрут № 31. Но он начинается только от Северной пл. и доходит только до “Спортивной”. В нынешних реалиях полезно продлить троллейбусный маршрут № 31 до Светлановского пр. Учитывая, что он будет работать с совсем небольшими интервалами движения (сейчас интервалы движения от 4 минут и маршрут должен быть усилен), наличие свободной троллейбусной станции на Северной пл., часть рейсов, прежде всего, в пиковые часы эффективно сохранить от Северной пл. в виде укороченных рейсов по 31-му. Продление маршрута позволит обеспечить беспересадочную связь севера Калининского района с Петроградской стороной и связь Калининского района с Васильевским островом с одной пересадкой.

Для компенсации коммерческих маршрутов № К-30, К-32, К-175 предусмотрено открытие с 1 апреля 2022 года автобусного маршрута № 230. Он пройдёт от Пискарёвки по Кондратьевскому пр., как К-30; далее, минуя Финляндский вокзал, по Полюстровскому пр., Литовской ул., Лесному пр., Гренадерской ул.; далее по Большой Монетной ул., Кменноостровскому пр. и Большому пр. (обратно по Большой Пушкарской ул., ул. Воскова, ул. Мира) почти как К-32; далее через “Василеостровскую” по Уральской ул., Железноводской ул., пр. КИМа, Уральской ул. с оборотом по ул. Кораблестроителей, чётной стороне Новосмоленской наб., Наличной ул., как К-175, и обратно.

Маршрут сложный для восприятия на слух, потому что совершенно новый. Я попробовал для вас сделать его схему.

Правда интересный маршрут? Одно но. Ни К-30, ни К-32, ни К-175 он не заменяет.

На автобусном маршруте № 230 будет работать 25 автобусов большого класса. Интервалы движения по рабочим дням от 9 до 16 минут, а также единожды 7 минут в направлении Васильевского острова и единожды 1 минута, единожды 3 минуты, дважды 5 минут, единожды 17 минут в направлении Пискарёвки. Интервалы в 5 и 7 минут встречаются в утреннее рабочее время и вполне уместны. Интервалы в 1 и 3 минуты встречаются после 21 часа и вызывают вопросы. Как пассажир может о них догадаться? Как их отобразить в расписании для пассажиров на остановке? Интервал в 17 минут с 9:04 до 9:21 вызывает возмущение. Во-первых, это вполне себе если не рабочее, то деловое время. Во-вторых, все остальные интервалы в это время 9—11 минут. Пассажир естественно будет рассчитывать на них, в итоге опаздывать и считать, что автобус пришёл не по расписанию.

Интервалы движения по выходным дням от 16 до 22 минут. Самые большие интервалы в 22 минуты встречаются дважды между первыми рейсами к Пискарёвке. Почему не сделать время отправления первого автобуса на 5 минут позже и сократить их, а заодно и следующий интервал в 21 минуту до 20 минут?

Время отправления первых автобусов по рабочим и выходным дням от автобусной станции “Пискарёвка” и от остановки “Уральская ул., угол Наличной ул.” — 5:30. Время отправления завершающих автобусов по рабочим и выходным дням от автобусной станции “Пискарёвка” — 23:00. Время отправления завершающего автобуса по рабочим дням от остановки “Уральская ул., угол Наличной ул.” — 23:40. По выходным дням — 23:30.

Обслуживать автобусные маршруты № 275 и 230 будет АО “Третий парк”. Информация о новых маршрутах взята из документации к аукциону по определению перевозчика для осуществления регулярных перевозок по соответствующей группе маршрутов.

Продолжение в следующем посте. Спасибо за прочтение) Высказывайте своё мнение и задавайте вопросы в комментариях.