Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Как подать сигнал об остановке поезда в условиях полного отсутствия видимости?

Имеется на железной дороге и по сей день такой звук, который лучше бы никогда не раздавался, — взрыв петарды. Изобретена она в Англии в 1844 году как «туманный сигнал» («подать звук при отсутствии видимости»).

Туманное осеннее утро на станции Осташков ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев
Туманное осеннее утро на станции Осташков ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев

В России впервые была испытана 20 февраля 1848 года инженером Уистлером на Санкт-Петербурго-Московской железной дороге. У петард в XIX веке было название «хлопуши» или «рельсовые пистоны», впервые они были введены в 1860 году на Петербурго-Варшавской железной дороге. И служат до сих пор. Посмотрите у Андрея Платонова в рассказе «В прекрасном и яростном мире» этот потрясающий драматический момент:

«Мальцев! — закричал я. — Мы петарды давим!»

Внутри ПСЖ находится пороховой заряд, который срабатывает при наезде колёсной пары на петарду
Внутри ПСЖ находится пороховой заряд, который срабатывает при наезде колёсной пары на петарду

Петарды железнодорожные сигнальные (ПСЖ) укладывают на рельсы в особом порядке треугольником — сначала на правый рельс, по ходу движения ожидаемого поезда, потом на левый, затем снова на правый, через 20 метров каждую.

Схема расстановки сигнальных петард при ограждении путевых работ на однопутном перегоне
Схема расстановки сигнальных петард при ограждении путевых работ на однопутном перегоне

Крепятся к головке рельса ПСЖ при помощи усов, прикреплённых к самой петарде.

Усы позволяют надёжно закрепить и удерживать петарду на головке рельса в момент наезда на неё колёсной пары, тем самым гарантируя сигнальный хлопок
Усы позволяют надёжно закрепить и удерживать петарду на головке рельса в момент наезда на неё колёсной пары, тем самым гарантируя сигнальный хлопок

Под локомотивом петарды с грохотом взрываются, и машинист на ходу слышит три взрыва подряд. Это сигнал немедленной остановки! Петардами ограждают любое стихийно возникшее препятствие — остановившийся «из-за нехватки пару» на перегоне поезд (сброс нагрузки локомотива на современный манер), лопнувший рельс, размытое жд полотно, нарушение габарита и т. д.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Путевой обходчик, помощник машиниста, кондуктор или проводник хвостовик вагона остановившегося поезда должен бежать что есть духу назад почти на километр, уложить петарды на рельсы и стоять рядом охранять место укладки с красным развёрнутым флагом, а затем, когда всё заканчивается, их снять с ограждения. Если участок в один путь, то же самое проделывают и перед поездом. Так что петард в комплекте должно быть шесть.

Перечень содержимого инструмента и инвентаря локомотивной готовальни
Перечень содержимого инструмента и инвентаря локомотивной готовальни

Держат их обычно в таком особом круглом футляре с крышкой, напоминающем коробку для монпансье, хранящейся в специальной локомотивной готовальне.

Локомотивная готовальня
Локомотивная готовальня

А зачем такие гремучие ухищрения?

Дело в том, что раньше раций опять-таки не было, нет их и сегодня у монтеров пути; и при этом гарантия, что машинист выглянет в окно и увидит именно в данный момент красный флажок, тоже отсутствует. Машинист может отвлечься на какой-нибудь мелкий ремонт в кабине, расписание поездов, разлив чая из термоса — наконец, просто может быть густой туман и никакие флажки, фонари и прочие «визуальные сигналы» видны с локомотива не будут Иной раз бывали случаи, когда в сильный туман паровозники останавливались и лазили на верхотуру семафора, чтобы посмотреть, какой горит огонь и в каком положении стоит крыло.

Недействующий семафор на бывшей станции Новосёлки, линия Торжок-Соблаго ОКТ ЖД. Фото: Аркадий Ликальтер (ВОЛЖД)
Недействующий семафор на бывшей станции Новосёлки, линия Торжок-Соблаго ОКТ ЖД. Фото: Аркадий Ликальтер (ВОЛЖД)

А нужна 100-процентная гарантия того, что машинист будет непременно оповещен об опасности. Для этого и предусмотрены три взрыва, по силе равные ружейным выстрелам: их-то уж всегда заметишь и ни с чем не перепутаешь.

Хмурый серый день поздней осенью на станции Торопец ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев
Хмурый серый день поздней осенью на станции Торопец ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев

Статья подготовлена с использованием материалов из книги А.Б. Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог".