Для непосвященных "захожан" небольшая вводная часть. В 1968-72 годах НАСА совершила штурм Луны. На Рождество 1968 года впервые к Луне полетели жители Земли. Они облетели Луну 10 раз и вернулись домой на Землю. Потом Аполлон-10 совершил облет Луны, два астронавта перешли в спускаемый корабль и ... чуть не сели на поверхность Луны. Это была генеральная репетиция. Посадку совершил Аполлон-11. Потом на Луну высаживались еще 5 экипажей. Всего около Луны побывало 24 человека, 12 из них ступали по нашему естественному спутнику. Астронавты привезли на Землю около 400 килограммов лунного грунта, сняли тысячи фотокадров, десятки часов кинопленки и телетрансляции.
Но сейчас очень широко пропагандируется сомнение в этих полетах. Говорят, что все полеты были сняты в Голливуде. А все ракеты и лунные корабли делали из фанеры. Сомнение практикуется не среди профессионалов космической отрасли, а среди широких народных масс, не обладающих профильными знаниями.
Какие факты позволяют говорить о том, что полеты действительно имели место? Таких фактов много. Один из них, о котором и будет идти речь, невозможность инсценировки полетов на Луну в силу того, что это потребовало бы вовлечения в "заговор" очень большого числа участников. Причем не только в США, но и в других странах, включая СССР и Россию.
Как известно, до сих пор никто из непосредственных участников предполагаемого "заговора" не раскрыл страшной правды о том, что на самом деле никаких полетов не было. 60 лет полного молчания. Но такого быть не может. Известно, что "знают двое, знает и свинья". А тут тысячи и полное молчание.
Для верящих в нелетание это очень болезненный аргумент, на которые им приходится давать ответ. Часто самим себе, чтобы вера осталась крепкой. Ответ обычно сводится к тому, что в афере принимали участие люди, которые были не в курсе. "Их использовали вслепую" - таков обычный ответ. А сколько же заговорщиков? Цифры в ответах разнятся, иногда можно услышать - да около 20 человек знали, остальные и предполагать не могли. Иногда это чуть больше 20-ти человек. Но точно не сотни и не тысячи. Двадцать в курсе - остальные "ни ухом, ни рылом", "знать не знали, ведать не ведали".
А как же съемка в Голливуде? Сколько там нужно человек для постановки фильма? Да человек 10, отвечают конспирологи.
И вот тут мы переходим к известному кинооператору. У него на горизонте замаячила хоть и призрачная, но перспектива поднять крупные деньги под съемку фильма о том, как астронавты не летали на Луну. Обратим внимание - не снять аналог того фильма, который якобы снимали в Голливуде - десятки часов киноматериала, тысячи фотокадров, а просто на час с небольшим в стиле "Разрушителей легенд" показать как американцы в Голливуде "могли бы" снять фильм. То есть, такой "лайт" вариант голливудского фильма. Очень и очень лайт вариант.
И вот тут вдруг самый известный кинооператор начал загибать пальцы под большой смету - народу-то оказывается даже под небольшой фильм требуется очень много:
- "Чтобы фильм стал реальностью, в первую очередь нужно найти продюсерский центр, который возьмётся за такую работу. Ведь фильм должен делать не один человек, а большой коллектив, где есть режиссер, оператор, монтажёр, звукорежиссер и, конечно :-), бухгалтер. Кроме того, необходимо использовать специальную осветительную технику и "грип" (grip) - крепления, штативы - поэтому должны быть люди, умеющие не просто работать с осветительной аппаратурой большой мощности (осветители), но и умеющие устанавливать и крепить её."
А дальше больше:
- Кроме того, должны быть монтировщики декораций (постановщики) и те, кто может эти декорации изготовить. На киностудиях такой работой занимается ЦДТС - цех декоративно-технических сооружений.
- Конечно, необходим большой павильон на определенный промежуток времени, который следует арендовать. В этом павильоне должна быть возможность подключения большой мощности осветительной техники и пространство для фронтпроекции.
- Необходимы водители с машинами для перевозки деталей и мешков с "грунтом". Необходим звукооператор, необходим костюмер. Нужны люди, которые могут сделать муляж в натуральную величину лунного модуля и нужны специалисты, которые могут изготовить в натуральную величину муляж ровера и его радиоуправляемую копию в масштабе 1:8.
В общем, известный кинооператор уже и забыл про минимум в 20 человек. Помимо большого штата, тут еще и вопрос времени:
- Съёмка игрового фильма с большим количеством комбинированных кадров может занять большое количество времени. Здесь самое главное - не сама съёмка, а подготовка объектов к съёмке, которая может занять около года - изготовление макетов, муляжей, радиоуправляемых моделей и пр.. Сколько это всё может стоить?
Много времени для съемки полутора часов? А сколько времени нужно для съемки сотен и сотен часов? Я повторяю - СОТЕН И СОТЕН часов.
20 человек в курсе? Вот кинооператор и разоблачил сам себя! Народу-то, оказывается, нужно много! Очень много. И времени потребуется изрядно. Даже для небольшого документального фильма. И это не будет копия хотя бы одного полета типа Аполлона-14. Это будет лишь: "а мы могли бы снять вот так".
И почему-то всегда идет указание пальцем на Стэнли Кубрика. Мол, это все Стэнли Кубрик в Голливуде снимал. .... ну да ладно, пусть будет Кубрик. А если уж о Кубрике говорить, а сколько же человек принимали участие в съемке того самого фильма: "Космическая одиссея 2001 года"? Неужели 20 человек? Или все же 40? Заглянем в штатное расписание этого фильма:
Вот список гримеров:
- Stuart Freeborn
- Colin Arthur
- Carol Beckett
- Graham Freeborn
- Kay Freeborn
- Alice Holmes
- Leonard
- Richard Mills
- Charles E. Parker
- Mibs Parker
- Hugh Richards
- Muriel Rickaby
- Daphne Vollmer
А вот и художники:
- Dave Coldham
- Brian Ackland-Snow
- Terry Ackland-Snow
- Martin Atkinson
- Frank Bruton
- Wally Bull
- Chris Burke
- R. Burton
- Roy Cannon
- Roy Carnon
- Reg Carter
- Peter Childs
- Colin Chilvers
- John Fenner
- Alan Fraiser
- Dick Frift
- Anna Garrett
- Henry Gomez
- John Graysmark
- Tony Graysmark
- Russell Hagg
- Peter Hancock
- Les Hillman
- Jack Holden
- James Holmes
- Tommy Ibbetson
- Bill Isaacs
- P. Jarratt
- Theresa Kendall
- Christiane Kubrick
- Phil Lanning
- Malcolm Legge
- Robert McCall
- Jumbo Miall
- Liz Moore
- Olivier Mourgue
- Bob Nadkarni
- Stan Odgen
- Charlie Parfitt
- G. Payne
- Anthony Pratt
- Tony Reading
- John Rose
- John Siddall
- Wallis Smith
- Penny Struthers
- Alan Tomkins
- Gus Walker
- Frank Willson
- John Young
Это уже 63 человека. Только гримеры с художниками. Не буду занимать пространство дзена. Скажу сразу - над созданием фильма работали около 500 человек. И это без артистов. Без карликов и кукловодов.
И не надо забывать, что у каждого артиста, и даже у работника сцены, осветителя и гримера есть семья. Есть родные и близкие. А они захотят узнать, а чем же их папа, муж, брат, сват занимаются на работе. Это уже умножаем на 10 и получаем 5.000 человек, которые в курсе - идет грандиозная съемка полета на Луну. И они будут говорить своим знакомым - вот вы тут смотрите по телеку прогулку Армстронга или Сернана по Луне, а все на самом деле это мой брат, сват, шурин снимают в соседнем ангаре!
Или вы скажете, что гример на вопрос жены, а чем он целый день занимается, ответит ей в стиле бондианы: "если я тебе расскажу, я должен буду тебя убить!"?
И это только кино на два часа от Кубрика. И в этом кино ляп на ляпе. А лунные съемки это не два часа. Это многие десятки часов, сотни часов! И это огромная студия (если мы примем версию съемки в Голливуде), и декорации там огромные, и освещение такое, что и Кубрику не снилось. Сколько это людей? Это уже не 500 человек. Это уже все 5.000. А с родственниками так уже все 50.000. И они все молчать будут? Подписку дали?
Да. Про подписку часто говорят. Раз подписал бумагу, надо молчать. И семье ничего не говорить. А они пускай думают, что из папа, муж - приходящий Штирлиц или Джеймс Бонд на вахтовом режиме.
Но это шутки. А вот правда о том, как в Америке относятся к секретности и всякого рода подпискам.
В 1963 году убили президента Кеннеди. Власти решили по-быстрому к надвигающимся выборам президента закрыть дело об убийстве и создали комиссию по расследованию под руководством Эрла Уоррена. Через год вердикт был готов. Наверняка все члены комитета дали подписки.
Но.... через несколько десятилетий к ним пожаловал журналист и начал задавать вопросы. И они не закрыли перед настырным журналюгой двери. Они пустили его и начали раскрывать все карты и передавать все секреты. И как документы уничтожали, и как свидетелей не опрашивали. Все без утайки.
"Как‑то раз весной 2008 года, во второй половине дня, в моем кабинете в вашингтонском отделении The New York Times раздался звонок. Звонил человек, с которым я никогда не встречался прежде – известный юрист, чья карьера началась почти пятьдесят лет назад, когда он совсем молодым работал в штате комиссии Уоррена. «Напишите о нас! – потребовал он. – Мы не молоды, но многие еще живы, и это – последний шанс рассказать, как все было на самом деле». Позвонил он мне, прочитав хорошие отзывы на предыдущую мою книгу – о правительственной комиссии, расследовавшей теракт 11 сентября 2001 года. Этот юрист предложил мне любую помощь в составлении аналогичной истории комиссии Уоррена, с тем условием, что я не признаюсь его коллегам, от кого именно исходила инициатива. «Не хочу отвечать, когда вы наткнетесь на кое‑какие нелицеприятные моменты», – пояснил он и добавил, что закулисная история сама по себе – «прекрасный детективный сюжет, о котором вы и понятия не имеете».
Так начался занявший пять лет проект журналистского расследования: собрать воедино внутреннюю историю самого важного и наиболее неверно трактуемого расследования убийства за весь ХХ век – историю комиссии Уоррена, расследовавшей убийство президента Кеннеди. ...
К сожалению, и эти люди уходят. Несколько членов комиссии и другие люди, сыгравшие в той истории ключевые роли, успели дать мне интервью для этой книги, но теперь их уже нет в живых. Особенно чувствительна потеря бывшего сенатора из Пенсильвании Арлена Спектера, который работал юристом в штате комиссии. Тем самым эта книга превращается в их завещание и последнее свидетельство о работе комиссии и об убийстве Кеннеди. Я оказался последним, кто взял интервью у бывшего спецагента ФБР Джеймса Хости, одного из главных свидетелей, представших перед комиссией Уоррена: он вел наблюдение за Освальдом в Далласе в месяцы перед убийством. Хости пришлось отвечать на непростые вопросы о том, почему он и его коллеги в ФБР не смогли остановить Освальда. В интервью в июне 2011 года, незадолго до смерти, Хости сказал, что и ФБР, и комиссия Уоррена старались превратить его в козла отпущения, свалить на него последствия некомпетентности и двуличия более высокопоставленных лиц." (Шенон, Филип "Анатомия убийства. Гибель Джона Кеннеди. Тайны расследования" 2013)
А здесь про лунную "аферу" никто и ничего не говорит, никто не пишет, ни у кого не свербит. Хотя бы перед смертью открыть душу, излить наболевшее, уйти с чистой совестью, покаяться перед Богом?
Странно все это.