Анкор, ещё анкор! Россия, 1992. Режиссер и сценарист Пётр Тодоровский. Актеры: Валентин Гафт, Ирина Розанова, Евгений Миронов, Елена Яковлева, Лариса Малеванная, Сергей Никоненко, Владимир Ильин, Андрей Ильин, Анатолий Ведёнкин, Александр Пашутин, Станислав Говорухин и др. 7 млн. зрителей.
Честно говоря, предыдущий фильм Петра Тодоровского с суперкассовым названием «Интердевочка» меня страшно разочаровал. Тонкий психолог, автор замечательного «Военно-полевого романа», Тодоровский вдруг «купился» на поверхностный, конъюнктурный сценарий В. Кунина, где доступным для «широких масс» языком рассказывалось, что и ш(....) любить умеют... Конечно, на экране, благодаря профессионализму режиссуры, прямолинейный сценарий во многих эпизодах стал выглядеть волне пристойно и кое-где даже психологически убедительно, но в целом всё это было шагом назад...
И слава Богу, что Петр Тодоровский вернулся на круги своя. Написал сценарий о жизни российского военного города конца 1940-х, сочинил для него щемящую музыку и поставил фильм с «федотовским» названием «Анкор, еще анкор!».
В одном из таких военных городков прошло мое детство. И во время сеанса я с печальной ностальгией вспоминал давно ушедшие годы. Военный городок: замкнутый мир, где все друг друга знают, где от вездесущего ока офицерских жен не скроется даже иголка в стогу сена, но где, тем не менее, постоянно случаются всякого рода ЧП. То бравый майор на своем шикарном авто привезет из города целый букет красавиц легкого поведения, то «старлей» погонится ночью за своей неверной супругой с пистолетом в руке, то подерется кто-то по пьянке...
Если собрать все эти истории вместе и пригласить режиссера типа Юрия Мамина, очень смешная может получиться комедия. Но Тодоровский – не Мамин и не Гайдай. И у него в фильме забавные эпизоды-анекдоты (к примеру, «Приходит муж с работы, а его жена в постели с начальником…») накрепко впаяны в драматический сюжет, в котором проступают зловещие приметы времени. Где парня, считающего дни и часы до окончания воинской службы, могли бросить в лагерь только за то, что он имел неосторожность написать пару лишних слов своему другу с «гражданки», а гвардии полковник вынужден подчиняться капианишке из «органов»...
Один из отечественный критиков поспешил заявить в телепередаче, что «Анкор...», дескать, вызывает в зале утробно-животный смех, что в фильме нет любви, а торжествуют примитивные инстинкты. На мой взгляд, такая точка зрения может сложиться у человека, не слишком внимательно смотревшего фильм. Да, в «Анкоре...» нет любви утонченно интеллектуальной, любовные сцены то и дело приземляются юмористическими штрихами. Однако в искренность чувств большинства героев веришь. Веришь в то, что герой Валентина Гафта, прошедший всю войну полковник, любит свою жену, с которой он встретился на фронте, но не может забыть и довоенную любовь. Веришь в то, что обаятельный лейтенант искренне увлекся молодой женой этого самого полковника, а потом – струсил... Веришь в любовь непутевой «изменщицы», которая ради служебной карьеры своего мужа принимает в постели разных начальников...
Картина Петра Тодоровского привлекает именно тем, о чем российский кинематограф на рубеже 90-х годов успел подзабыть: она рассказывает о жизни людей через любовь, даже если любовь эта выглядит сменой и недостаточно «духовной»...
Александр Федоров