Найти в Дзене
Вечером у Натали

"Неандертальская флейта" (Глава 16)

О близости стойбища первым делом сообщает запах. Не самый приятный, надо сказать. Вряд ли можно назвать благовонием неистребимый дух экскрементов и развешанных для обработки шкур. Но это был запах безопасности, запах её детства, запах племени. В общем это был родной запах для Джай и она ускорила шаг.

Испуганной девочкой покидала она стойбище прошлым утром и, теперь возвращаясь полноценной молодой женщиной, уже предвкушала и восхищённые взгляды сестрёнок, и лёгкую зависть в глазах подруг, и уважительное одобрение в глазах старших, даже главной из женщин племени – самой Мархум! А как обрадуется мать! Пройдя через ритуальное совокупление, она едва не погибла от когтей зверя. Но её спас Дух Леса, ставший ради неё мужчиной. Это ли не знак? Она, Джай – избранная! Не стоило и сомневаться, раз сами Духи следуют за ней по пятам до самого стойбища, значит - да.

«А если так» - мечтала Джай – «быть может, я – шаман?» Мысль эта очень понравилась ей. И она стала усиленно думать, представляя в красках открывающиеся перед ней перспективы. Быть шаманом, куда почётней и интересней, чем главной женщиной племени или даже вождём охотников. От шамана всегда пахнет как-то необычно. Только шаман может позволить себе целыми днями сидеть и просто смотреть на огонь и всегда получит самый лучший кусок добычи. Ещё бы, ведь ему известно столько заклинаний и ритуалов, что у простого охотника или обычной женщины от такого вовсе отнимется язык или ещё чего похуже. Однако, ритуалы и заклинания бесполезны, если нет контакта с духами и божествами. А Духи, это они выбирают того, с кем захотят говорить. И горе шаману, если Духи отвернуться от него.

На всякий случай Джай оглянулась на своих рыжеволосых спутников. Не думают ли они покинуть её?

Гвен и Хаук тревожно принюхивались. Их большие носы давно учуяли запах весьма напоминающий человеческий, только какой-то странный. Но всё же они шли за девушкой, не показывая беспокойства. Не к лицу мужчинам обнаруживать страх перед женщиной.

Вот уже и потянуло дымом. Гвен ещё ни разу не видел столько костров, даже по весне, когда собирались вместе все три их клана.

Они миновали – огромную свалку – неизменный атрибут всякого человечьего поселения. Свалка представляла собой груду никому не нужного барахла: отслуживших своё истрёпанных, старых шкур, обломки костей и каменных чаш. Вид отбросов ничуть не удивил Гвена - его родное племя точно таким же образом всё ненужное сбрасывало в одно место. Удивляли колоссальные размеры кучи. Чтоб собрать столько мусора нужно или очень долго прожить на одном и том же месте, что само по себе весьма глупо, или… Здесь живёт самое многочисленное племя?

Стойбище расположилось у подножья холма. Холодные, ветреные зимы племя проводило в пещерах, а с приходом устойчивого тепла откочёвывало к морю. Весной на морском берегу прокормиться легче, да и поплескаться в волнах - радость и взрослым, и детворе. Летом и осенью кочевали у подножья белых скал, поросших лесом. Хвала Аис – Великой Матери всего сущего, водились в здешних местах и зубры и олени, и лошади, и куланы, и свиньи, и сайги. Вдоволь было и растительной пищи. Сытой и весёлой казалась людям здешняя земля. Уж всяко лучше тех засушливых мест, откуда явились предки их предков. Правда, старики жаловались. Говорили, будто там – на их прежней родине не случалось такого холода и этого ужасного колючего снега. Так то ж старики, а им, как известно, всегда холодно, даже в самую жару. Но от снега ведь можно укрыться в пещере, а от холода спасает Дух Огня. Милостивая Аис не уставала наполнять женские утробы и животы травоядных самок детёнышами, а землю плодами. К тому же обнаружилось и ещё одно важное преимущество - здесь им не пришлось делить территорию с прочими племенами. Возможно, кто-то и обитал там - за скалами, за холмами поросшими густым лесом. Но никто до поры до времени подобными вопросами не задавался. По мнению шаманов, по то сторону леса располагался Мир Теней, куда надлежало отправляться Духам умерших. Такое объяснение вполне устраивало всех. Для живых лес был объявлен зоной табу, поскольку целиком и полностью принадлежал Тому, кто имел вид гигантского медведя и обладал самой могучей маной на свете. Недаром вокруг Его пещеры все травы превращались в огромные деревья.

Старый шаман расшевелил головешки в костре, поднял голову Взгляд по привычке упёрся в погребальное дерево. Там на ветвях висели все, с кем она (шаман имел женский пол) делила своё детство и юность. Бабушка, мать, тётки и подруги, а ещё скелеты троих вождей и нескольких лучших охотников. Все они ушли. Слабые порывы весеннего ветерка покачивали белые кости, побуждая протяжные вздохи и тихий стук. Привычные звуки. Никто в племени не обращал особого внимания на предков, чинно покачивающихся на ветвях. Никто, кроме старого шамана. Они звали её к себе.

Ей, шаман знала это, пора было покинуть этот мир. И только одно обстоятельство удерживало жизнь в её сморщенном, как старый гриб, теле. Преемник. Племени нужен новый шаман.

Послышались шаги. К костру приблизилась Мархум – первая из женщин. Она присела на корточки рядом с шаманом и после обычных слов приветствия спросила:

- Что Джай? Ей пора бы вернуться.

- Пора, - кивнула шаман, поворошив угли палкой. Она уже и сама беспокоилась о девушке. Урс, который мог убить одним взглядом, и Он же мог наделить человека частицей своей великой маны. Неужели проглотил её? Нет! Только не Джай!

В этой девочке шаман встретила то, что было и в ней самой. Было! Но теперь терялось с каждой прожитой весной, с каждой новой морщиной, с каждым ударом сердца - мана. Без маны тело стареет и сохнет, как трава осенью. Джай могла бы стать преемником, отпустив её - старого шамана на волю. Однако, чтобы осуществилось задуманное, надлежало ждать. Ждать её первой лунной крови и крови первого совокупления и самое главное – знака. Знака, который покажет, что она, Джай и есть новый шаман племени. Ждать.

Тяжкий вздох вырвался из впалой груди. Ожидание давалось не просто. Когда ждёшь чего-то много зим, последние удары сердца перед решающим событием подобны завыванию вьюги или крику перелётных птиц.

- Возвращается!

В миг сотворилась суматоха. Все побросали свои обычные дела и устремились встречать будущего шамана племени.

(Продолжение следует) - здесь!

Иллюстрация - работа финского художника Тома Бьёрклунда

Начало истории - тут!

2 глава, 3 глава, 4 глава, 5 глава, 6 глава, 7 глава,

8 глава, 9 глава, 10 глава. 11 глава, 12 глава,

13 глава, 14 глава, 15 глава.

Спасибо за внимание, уважаемый читатель!