Жить на проценты - это мечта многих людей. Беда в том, что для этого надо иметь существенный капитал, которым абсолютное большинство не обладает. Но что, если предложить людям высокий процент, размеры выплат по которому будут сравнимы с размером самого вклада и в кратчайшие сроки? Был бы спрос, предложение найдется. Именно так начинается большинство финансовых пирамид.
Первая ласточка
В конце XIX века в США начала свою "работу" первая финансовая пирамида (по крайней мере, первая, основатель и мошенническая схема которых, достоверно известны), получившая название "Синдикат Франклина". Некто Уильям Миллер, представляемый бухгалтером из Бруклина, в 1899 году занял у нескольких знакомых деньги для того, чтобы инвестировать их в фондовый рынок. Убедив их, что он является владельцем инсайдерской информации, Миллер пообещал им прирост от инвестиций в размере 10% в неделю, т.е. 520% годовых, за что впоследствии получил прозвище "Уильям 520". И он действительно предлагал своим "вкладчикам" через неделю забирать по 10 долларов из 100 вложенных или капитализировать их к общей сумме вклада. "Инвесторы", видя такую доходность, предпочитали "реинвестировать" накопленные проценты, да еще и приводили других вкладчиков. Миллер разработал схему привлечения новых клиентов: каждый, кто привел "друга", получал к своему депозиту 5 % от его вклада.
Далее была обширная рекламная кампания, привлечение новых вкладчиков со всей страны. На пике число вкладчиков "Синдиката Франклина" доходило до 12 000 человек. Потом, менее чем через год, последовало разоблачение, арест и тюремное заключение. Из тюрьмы Миллер вышел только шесть лет, он был болен туберкулезом, что и стало причиной его кончины через непродолжительное время.
Схема Понци
В 1903 году в городе Бостоне на американскую землю ступил уроженец Италии по имени Карло Понци. До 1919 года он был обычным неудачником, каковых среди эмигрантов всегда было немало; работал где придется, иногда ему немного везло - переехав в Канаду он какое-то время работал в банке, который впрочем вскоре обанкротился (не по вине Понци); пару раз сидел в тюрьме за мошенничество. В 1919 году Понци увидел возможность заработать на арбитраже в системе почтовых купонов. Суть этой системы в том, что отправитель почтовой корреспонденции из одной страны мог приобрести купоны для обмена их на марки своему корреспонденту в другой стране. А поскольку в разных странах разные цены на услуги почты, то есть теоретическая возможность заработать на этой разнице (этакое подобие валютного арбитража).
По расчетам Понци благодаря обмену почтовых купонов, приобретенных в Италии, на американские марки можно было заработать до 400% прибыли. В принципе ничего противозаконного в этой схеме нет, кроме того, что никому не было понятно, как обменять почтовые марки на доллары. Но кажущаяся ее логичность, а также убедительность мошенника, сделали свое дело. В начале 1920 заработала компания "Securities Exchange Company" (компания по обмену ценными бумагами). Компания обещала своим вкладчикам удвоение инвестированной суммы за 90 дней или 50 % дохода - за 45 дней (более 400% годовых). Первые вкладчики исправно получали свои проценты, этот факт, в совокупности с работой нанятых мошенником агентов, позволил быстро расширить географию деятельности конторы на несколько штатов. Обороты бешено росли, через полгода портфель вкладов превысил 2 миллиона долларов и продолжал увеличиваться. Столь интенсивный прирост позволял Понци выплачивать проценты вкладчикам за счет новых поступлений, а также жить на широкую ногу.
В августе 1920 года пирамида рухнула. Журналистское расследование привело к тому, что мошенник оказался выведен на чистую воду. Далее последовало тюремное заключение. Потом освобождение - ненадолго. В перерыве между отсидками, кстати, Карло Понци опять попытался реализовать еще одну мошенническую схему (на этот раз с землей). Окончательно он вышел из мест лишения свободы в 1934 году. Уехав на родину, а потом в Южную Америку, также пытался заработать как честными, так и не очень путями, но прежних "успехов" больше добиться не сумел.
В 1949 году Карло Понци преставился в Рио-де-Жанейро, в благотворительной больнице, не имея за душой ничего, кроме 75 долларов, которые и были истрачены на его похороны. В честь него схема действия пирамиды, в которой первые инвесторы получают свои процентные доходы за счет последующих, получила название "схема Понци".
АО "МММ"
Самый яркий и незабываемый пример схемы Понци в России - это детище Сергея Мавроди - АО "МММ".
Эта компания начала свою работу в Советском Союзе в 1989 году. Кооператив "МММ" (в иной форме в это время частное юридическое лицо еще не могло существовать) поначалу занимался реализацией импортируемой оргтехники. Поскольку в СССР с компьютерами и сопутствующими товарами было, мягко говоря, не очень, можно сказать, что направление было выбрано верно. Предприятие работало эффективно, проводились рекламные акции, например оплата проезда в метро - один день все пассажиры могли воспользоваться услугами московского метрополитена бесплатно, за счет "МММ". В-общем, высокий имидж компании к 1993 году был обеспечен.
В 1993 году были выпущены первые акции АО "МММ". В феврале 1994 года акции в бумажной форме номиналом в 1000 рублей начали продаваться - реализация схемы Понци была запущена. Курс покупки и продажи акций, затем билетов, Мавроди устанавливал сам. При этом, по всей видимости, никакой математической методики не было - цифры были произвольными. Принцип был прост и заложен в лозунге: "сегодня дороже, чем вчера".
Агрессивная рекламная кампания, обрушившаяся на головы неожиданно попавших в свободный рынок россиян, делала свое дело. Число вкладчиков постоянно росло. К концу жизни пирамиды Мавроди количество вкладчиков шел на миллионы. Даже более менее приблизительная цифра достоверно неизвестна - разброс оценок от 2 до 15 миллионов человек. Денежная оценка ущерба, нанесенного деятельностью "МММ", также неизвестна даже приблизительно, в различных источниках оценки различаются на порядки: от 110 млн $ (по мнению прокураторы) до миллиардов $.
Для АО "МММ" все закончилось в августе 1994 года. К этому времени Мавроди уже был в состоянии конфронтации с правительством, в котором конечно понимали, что "МММ" - это финансовая пирамида. Для обхода законодательства, такого несовершенного в те годы, Сергей Мавроди использовал несколько схем для продолжения функционирования своей пирамиды (сначала акции, затем - билеты "МММ", облигации, и даже так называемые "добровольные пожертвования"). Эти действия позволяли получить отсрочку, но конец был неизбежен - число потенциальных вкладчиков все равно конечно.
После краха "МММ" Сергей Мавроди пошел в политику (в первую очередь для получения депутатской неприкосновенности), находясь под арестом баллотировался в депутаты Госдумы и успешно прошел в парламент; попытался даже выставить свою кандидатуру на выборах президента России 1996 года. Далее, до 2003 года, вел в Москве затворнический образ жизни, скрываясь от розыска. В конечном итоге, он был осужден на 4 года и 6 месяцев. Вышел на свободу в 2007 году.
Потом были попытки создания новых финансовых пирамид (МММ-2011, МММ-2012), выход на международные рынки (финансовые пирамиды в Африке, Азии, США, Израиле и Европе), но прежнего размаха уже не было достигнуто. Последним проектом Сергея Мавроди можно считать криптовалюту Mavro.
Сергей Мавроди, создавший крупнейшую на постсоветском пространстве финансовую пирамиду, во многом повторил судьбу своих заокеанских предшественников начала прошлого века. Быстро достиг высоких показателей оборота пирамиды, обманул множество вкладчиков, умер не имея никаких особых богатств за душой.
_______________________________________________
Приведенные примеры конечно не уникальны. И в России, и в других странах постоянно возникают различные финансовые пирамиды, жертвами которых становится немало людей, в том числе и вполне грамотных. Развитие интернета в последние годы позволяет мошенникам находить доверчивых людей, а также создавать все более ухищренные способы обмана. В России за прошлый год обнаружено более сотни подобных компаний. И в этом году будут несомненно создаваться новые. И так будет наверное всегда, ведь людям хочется получать высокие доходы, при минимальных трудозатратах, а эффективно оценивать инвестиционные риски дано не каждому.