В монументальной "Монетарной истории США", которая была опубликована в 1963 году Милтоном Фридманом уделяется особое внимание монетарной политике ФРС в 1857-1960-е годы, включая период Великой депрессии 1929 года.
В годы Великой депрессии объем промышленного производства США уменьшился на 30%, уровень безработицы увеличился в 8 раз (с 3% до 24%). Восстановить производство до уровня 1929 года удалось только к 1937-ому году.
Мрачные годы кризиса 1929-ого года начались, по мнению Фридмана, именно из-за ограничительной политики ФРС, которая превратила биржевой крах в кредитный кризис и погрузила экономику в дефляцию и рецессии крупных масштабов.
Интересно описывает этот момент Томас Пикетти в своей экономической работе "Капитал в XXI веке". Он говорит, Фридман понимал, что кризис 1929-го года в США был монетарным, а значит, и решение, должно было быть монетарным.
Однако стоящий тогда у руля Рузвельт начал "новый курс" с его созданием рабочих мест в государственном секторе, увеличение роли государства, политика демократии после 1930-х годов и Второй мировой войны и, в итоге, оказался бесполезным. К 1960-70 годам на фоне развивающейся Европы Америку отбросило как после разрыва бомбы.
Это был неверный шаг в развитии США; правильнее было тогда просто вести корректную монетарную политику ФРС и не допустить разлада в мировой торговле после принятия США конских таможенных пошлин.
Зато чужие ошибки заставили Центральные банки Европы, США и Японии в кризис 2007/08 годов таки отказаться от главенствующей роли государства, а вместо этого - ставя кредиторами именно Центральные банки.
Финансовый кризис "дот-комов" 1995-2000 годов в США
Между Великой депрессией и ипотечным кризисом еще проскочил кризис "дот-комов" в 1995-2000 годах.
Кризис "дот-комов" был несколько иным и несколько не вписывается в описание действий центральных банкиров.
Если коротко, бум "дот-комов" (компаниЙ, которые занимались продажей товаров и услуг через Интернет) предшествовал длительный экономический подъем 1990-х годов, один из крупнейших подъемов ХХ века. Информационные технологии были в авангарде, особенно когда интернет получил массовое распространение в середине 1990-х годов.
Как следствие, стало появляться большое число интернет-компаний, которые хотели получить деньги от выпуска акций, независимо от того, будет ли прибыльным бизнес по продаже товаров и услуг через Интернет.
10 марта 2000 года на фондовой бирже NASDAQ, где торгуется большая часть акций "дот-комов" ("dot-com"), резко обвалились.
В течение 2000 года индекс NASDAQ упал почти 50 %.
Если в 1999 году "дот-комов" было более трехсот, то в 2001 году их осталось всего 76. Общая капитализация акций "доткомов", входящих в состав американского интернет-индекса Bloomberg, упала после кризиса на 1,755 трлн долларов, а рыночные цены большинства акций снизились в 2000 году на 80–90 %.
15 октября 1998 года Федеральная резервная система США (ФРС) объявила о снижении процентных ставок на 0,25 %, обещая и далее держать курс на снижение.
Хотя фактическое снижение было не столь значительным, оно имело высокое психологическое значение, и этот проверенный способ взрыва активности на фондовом рынке сработал.
Инвесторы полагали, что после азиатского и российского кризисов 1998 года, которые уже случились, в будущем фондовые рынки будут стабильны в течение длительного времени. Это и было ошибочным допущением.
Из-за скорости падения цен на акции кризис "дот-комов" можно сравнить с "великим крахом" 1929 года.
Однако кризис был недолгим и через два года его сменил новый подъем: кризис "доткомов" положил начало цепочке событий, которые привели к масштабному глобальному кризису 2007-2009 годов.
Никто не хотел мешать разогретому рынку ценных бумаг, поэтому "дот-комы" были вытеснены ипотечным бумом середины 2000-х.
Мошенський, С. З. (2018). Bооm and crisis of «dot-сoms» in the USA (1995–2000). Проблеми теорії та методології бухгалтерського обліку, контролю і аналізу, (2 (40)), 44-47
Как ипотечный кризис 2008 года в США повлиял на рынок ипотечного кредитования в России
Ипотечный кризис в США повлиял положительно на российский рынок ипотечного кредитования. Когда финансовая система обрушила ликвидность и отсутствие «длинных денег» в США, наши банки пришли в себя.
Дело в том, что по образу и подобию американских коллег, в 2006-м – седьмом годах российские банки стали выдавать кредиты на очень лояльных условиях.
В России в 2006/07 годах тоже пытались развивать сегмент «нестандартного кредитования» ("subprime market”), то есть процесс выдачи ипотечных кредитов нестандартным заемщикам, которые не могли получить стандартные ипотечные кредиты.
Как правило, у нестандартных заемщиков очень высокие кредитные риски и плохая кредитная история в прошлом.
В США, в 2001 – 2005-м годах во многих частях страны цены на недвижимость росли. Пока они росли, проблем не было, и кредиты с низкими процентами ставками продолжали выдаваться неплатежеспособным заёмщикам. Особенностью нестандартных кредитов также являлась плавающая ставка.
Теперь понятно почему один из первых пунктов которые нужно проверять при заключении нашего ипотечного договора сегодня, это наличие фиксированной процентной ставки на протяжении всего срока кредита?
А вот во второй половине 2006 г. на рынке недвижимости США началось падение цен на жильё и увеличение сроков ввода жилья в эксплуатацию. Для заемщиков это стало весомой причины перестать платить ипотечные кредиты.
Отсюда и начался кризис.
Почему же цены на жильё в США начали падать?
Экономисты уже много лет спорят на эту тему. Самая правдивая версия состоит в том, что спад цен на рынке жилья США был следствием рецессии экономики, которая длилась последние 10 лет.
В итоге, предложения недвижимости резко увеличилось, однако спроса на него не было. Последовал рост инфляции, ставка рефинансирования выросла в 11 раз. Пользуясь условиями нестандартного ипотечного договора, банки стали увеличивать ставки по кредитам, которые заемщики не могли и не хотели платить за дешевеющее жильё.
Заемщики США начали выставлять свои дама на продажу, но они не продавались. Последовали дефолты кредитов. А следом за ними – банкротства ипотечных банков. Всё это и спровоцировало кризис на фондовых рынках.
На фоне этого в США произошло замедление роста потребительских расходов населения, выросла ключевая ставка, выросла инфляция. Стоимость денег поднялась а цены на жильё стали снижаться, так как долги и финансовые обязательства никуда не исчезли.
А как же рефинансирования? Отечный банки США пробовали рефинансировать проблемные кредиты, выдавая новые кредиты под более высокий процент и перепродавая долг путем ценных бумаг (CDOs) другим инвесторам.
Так и начал надуваться ипотечный пузырь.
Когда банки отбирали жильё у неплатёжеспособных заемщиков но сами реализовать эти банки не могли. В результате огромное количество домов находилась в собственности банков, что ещё больше способствовало дальнейшему падению цен на жильё в США.
Почему ипотечный кризис США 2008 года НЕ привел ко второй Великой депрессии
Основная причина, по которой кризис 2008 года не привел к столь же тяжелой депрессии, как кризис 1929 года, заключается в том, что правительства и центральные банки богатых стран на этот раз не дали финансовой системе рухнуть и согласились создать необходимую ликвидность, позволившую избежать волны банкротств банков, которые в 1930-е годы привели мир на край пропасти.
Эта прагматичная денежная и финансовая политика, полностью противоположная «ликвидационной» ортодоксии, которая повсеместно преобладала после краха 1929 года (нужно «ликвидировать хромых уток», утверждал американский президент Гувер до тех пор, пока в начале 1933 года его не сменил Рузвельт), позволила избежать худшего.
Она также напомнила миру, что центральные банки не должны безучастно наблюдать за происходящим и довольствоваться поддержанием низкой инфляции.
В условиях всеобщей финансовой паники они играют незаменимую роль кредитора последней инстанции и представляют собой единственный государственный институт, спасающий экономику и общество от полного краха. Тем не менее центральные банки не располагают достаточными инструментами для того, чтобы решить все мировые проблемы.
Прагматическая политика, последовавшая за кризисом 2008 года, безусловно, позволила избежать худшего, однако не смогла дать долгосрочного ответа на структурные проблемы, вызвавшие кризис, и прежде всего на проблему вопиющего дефицита финансовой прозрачности и роста неравенства.
Кризис 2008 года являет собой первый кризис глобализированного имущественного капитализма в XXI веке. А может 2020-ый год - это второй?
Какие были последствия ипотечного кризиса США для России
- В России сократился объем выдаваемых ипотечных кредитов в 2008-ом году.
- Резко выросли просрочки по ипотечным кредитам в рублях и иностранной валюте. Основными факторами которые негативно повлияли на развитие жилищного кредитования в последнем квартале 2008 г., стали падение ликвидности на финансовом рынке и девальвация рубля. Именно в 2008-м курс доллара вырос в два раза по отношению к российскому рублю.
Доля просроченных платежей по ипотеке во второй половину 2008-ого года составила 1,5% в рублях и 4,4% в иностранной валюте.
- Чтобы поддержать рынок ипотечного кредитования, с января 2009 г. в России увеличивается размер налогового вычета до 2 000 000 руб., с которого покупатель жилья может вернуть НДФЛ.
- Заемщики которые получили кредит до 1 декабря 2008г. получили льготное право на реструктуризацию жилищного займа.
- Появление такого инструмента как материнский капитал, то есть право на получение государственных денег после рождения второго или последующего ребёнка, тоже появилась в России в январе 2009 г. как один из инструментов для поддержания рынка ипотечного кредитования.
- Всевозможные субсидии для определённых категорий граждан тоже появились в этот период; на них выделялся огромный бюджет около 36 млрд руб.
Опыт США наглядно показал, что самое страшное – это нестандартные высокорисковые кредиты, которые ипотечный банки выдают в погоне за высокими объеме кредитования.
Теперь для банков стала целью не просто выдать кредит, а потом через суд отобрать заложенное имущество вследствие дефолта ипотеки, но и помочь клиенту всё-таки выплачивать кредит как можно дольше. Отсюда различные программы ипотечных каникул, отсрочек платежей и всевозможных льгот.
Сегодня банки продолжают делать все возможное, чтобы заемщик платил ипотеку как можно дольше так как ипотечный кредит – эффективный инструмент в решении социальных проблем общества и поддержании денежной массы в экономике страны.