Вас когда-нибудь вызывали в школу для беседы с учителем или завучами о поведении вашего ребенка? Если да, то вы точно знаете, что образовательная система привыкла «назначать» виноватыми в педагогической запущенности именно родителей. Дерется с одноклассниками – «Вы не научили его коммуникации», не слушает на уроке – «Мало уделяли внимания развитию внимания». Педагогическая запущенность, словно приговор висит над головой каждого родителя. А что, если система образования не права? Что если вовсе не мамка с папкой виноваты в отклонениях поведения малыша? Может пора уже прекратить обвинять родителей в проблемах с поведением их отпрыска? Психологи, кстати, уже озвучивают подобные мысли в защиту мам и пап «педагогически запущенных» детишек.
«Курица или яйцо?»
Еще не так давно психологи, психиатры и педагоги в один голос утверждали, что за нарушением поведения ребенка, отклонением в развитии, всегда стоят неверные действия его родителей. Чаще всего мамы. Например, считалось, что мать шизофреничного типа обязательно своим поведением навяжет и сыну подобный диагноз. Или «мама-холодильник», женщина с полным отсутствием эмпатии, холодная мама, вполне себе может развить у своего малыша аутизм. Теперь-то всем уже известно, что и шизофрения, и аутизм передаются по наследству, но никак не могут быть приобретенными в процессе воспитания. Тогда вопрос напрашивается сам собой: «А всегда ли родительские обязанности, выполненные «спустя рукава», приводят к проблемам в поведении ребенка?». А может дела обстоят как раз наоборот: неадекватное поведение отпрыска заставляет мам и пап выглядеть не слишком то компетентно в глазах социума? Вот такой вот замкнутый круг у нас выходит!
«Вы слишком тревожная!»
Давайте начнем с физиологии. По сей день мы привыкли наделять маму ребенка некими неземными полномочиями. Она, якобы, имеет возможность силой своей мысли повлиять на возникновение или отсутствие детских болезней у своего ребенка, проконтролировать его развитие и поведение. Этот миф о том, что мама может своим поведением «вызвать» у ребенка соматическое заболевание. Пока что только общество в состоянии вызвать у мнительной мамы чувство тревоги и вины. Да, множество исследований вроде бы доказывают связь между поведением мамы и состоянием ребенка. Так, например, учеными давно доказано, что у детишек с атопическим дерматитом мамы более тревожные. Но говорить о том, что мамина излишняя тревога привела ребенка к подобному диагнозу – неверно. Ведь вполне возможно, что мама как раз и начала переживать, когда обнаружила дерматит у своего ненаглядного малыша. Или, к примеру, у тревожных родителей более тревожные дети, которые плохо спят и много плачут. А может родители со временем стали такими тревожными из-за того, что их малыш проявлял столь беспокойное поведение с самого рождения?
Поведение детей – не всегда следствие воспитания
Подтверждение этой теории аргумент – почему в одной и той же семье вырастают разные дети? Старший - веселый, отзывчивый, коммуникабельный и покладистый, а младший (при той же системе воспитания), слово негатив своего брата – угрюмый, замкнутый интроверт-нонконформист. Все просто: родители не всегда несут ответственность за то, с каким характером и отклонениями вырастет их ребенок. Если бы можно было взять ребенка с отклонениями в поведении и поместить его в самую идеальную семью, то очень скоро эти идеальные мама и папа стали бы выглядеть в глазах окружающих не такими уж и авторитетными. И наоборот, если дать позволяющим и неавторитетным мамам и папам послушного ребенка, то их идеальность по мнению общественности сразу же вырастет.
К сожалению, общество не самым лучшим образом влияет на семью, которая вырастила проблемного ребенка. Ведь нормальных и послушных детишек принимать гораздо проще, чем бунтарей и забияк. И если вы вырастили хорошего послушного ребенка, то это далеко не всегда последствия ваших родительских действий. Просто у вашего малыша были для этого врожденные способности к формированию коммуникативных навыков, внимания, социального мышления, к управлению эмоциями, а у другого ребенка их не было.
Быть может, пришло время прекратить обвинения в адрес родителей с проблемными детьми и начать относиться более терпимо? Ведь «работа» родителей сама по себе «не сахар», и не столь «успешные» мамы и папы ждут от нас поддержки и понимания?
А как вы считаете? Не отрицает ли эта психологическая теория вообще весь смысл воспитания детей? Делитесь своими мыслями в комментариях.
Диалоги после садика. Малышизмы 10
Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях. Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.