Клиффорд Саймак — один из самых популярных и любимых западных фантастов на постсоветском пространстве. Его «Пересадочная станция», «Город», «Заповедник гоблинов» известны практически каждому любителю фантастики, они издаются и переиздаются до сих пор.
Я сам всегда мгновенно приобретал любое произведение Саймака, попадавшееся мне на глаза. Тем удивительнее было для меня обнаружить в его библиографии роман, о котором я даже не слышал: «Выбор богов». Естественно, пришлось немедленно ознакомиться.
«Выбор богов» - очень типичное произведение для «зрелого» периода в творчестве Саймака. Вообще термин «мягкая научная фантастика» как нельзя лучше подходит для писателя — именно мягкость и доброта прежде всего характеризуют все его лучшие произведения, и «Выбор богов» - как раз из таких.
Несколько тысяч лет назад с Земли исчезли почти все люди. Куда и как — не понимал никто из немногих (очень немногих) оставшихся. Постепенно он свыклись со своим положением робинзонов на собственной планете, да и необъяснимо свалившееся на них долголетие (главный герой на момент описываемых событий перевалил уже за пятую тысячу лет) добавляло спокойствия. А затем у них проявились способности к телепатии и телепортации на межзвездные расстояния, и Земля опустела еще больше — на ней остались лишь главный герой с супругой, племя индейцев и еще каких-то людей, вернувшихся к первобытному образу жизни, и роботы. Много роботов.
Пересказывать сюжет романа смысла нет. И даже не столько потому, что это будет какой-то спойлер, сколько потому, что он, по сути своей, почти не важен — да и нет в нем каких-то резких поворотов, интриги, напряженности. «Выбор богов» - это не «сюжетная» проза, он предполагает спокойное вдумчивое чтение, осмысление философских концепций, которые Саймак облек в форму художественного произведения.
Несколько путей развития человечества: технологический, парапсихологический, путь единения с природой — равноценны ли они? Нам, живущим в мире технологии и науки, кажется, что только так и можно развиваться, но действительно ли нет никаких альтернатив? Что произойдет, если мы вдруг встретимся с разумом, бесконечно превосходящим и опережающим нас по развитию, настолько, что мы даже не может этого осознать?
У романа довольно много параллелей с великим «Городом» (и речь не только о премии «Хьюго», которую получили обе книги). Одна, которую хочется отметить — наследники человеческой цивилизации. В этой роли (которую в «Городе» играют псы) в «Выборе богов» выступают роботы — верные слуги людей, которые отчаянно пытаются найти новый смысл существования в мире без хозяев. Саймак нарисовал прекрасную аллегорию человеческих философских проблем: одни роботы пытаются воскресить человеческую религию и веру в Бога, другие создают собственного бога (вот уж действительно «бог из машины», буквально), пусть даже и не называют его этим термином.
Интересно, что роман не имеет «логичного финала», скорее он заканчивается великим вопросом: «Кто мы? Откуда идем? Куда направляемся?», вот только в отличие от классической трактовки Саймак явно дает нам понять, что ответов на этот вопрос может быть несколько, и все они равноправны...