Проспект Стачек был относительно свободен, триумфальная арка на фоне серого неба и белого снега смотрелась идеально. Иду медленнее, ракурс меняется, колесница Победы приближается. Нырнула в поземный переход и оказалась на островке у Нарвских ворот.
Наверно, это правильно, что время не меняет контуры привычного глазу #сооружения. Такие же помпезные, такие же Нарвские; все 12 колонн, гении славы, витязи и колесница на месте. Поднялась по ступеням, предвкушая узкую винтовую лестницу, но дверь в музей плотно закрыта.
По бывшей Петергофской дороге, по той самой, которую начал торить Петр I, чтобы соединить столицу со Стрельной, позднее с Петергофом, шли полки конной гвардии и кавалергарды несколько дней. Шли полки-#победители Наполеона из Парижа.
Узнав о победе, засуетились в Сенате: надо достойно встретить армию российскую. Времени мало и на скорую руку, в течение месяца построили деревянную арку, украсили ее колесницей, с двух сторон поставили трибуны, для оркестра и публики.
Прошло лет 10 и триумфальное сооружение Кваренги стало представлять oпacнocть для горожан, обветшало, алебастр от деревянной основы стал отвалиться и Александр I принял решение перестроить #арку. Летом у речки Таракановки развернулось строительство нового сооружения во славу победителей Отечественной voйны 1812 года. Автором новых ворот стал В.П. Стасов.
Фундамент мало чем отличался от всех прочих фундаментов под «большегрузными» сооружениями: тысячи свай, каменные плиты, слои гранита. Чуть позже Василий Петрович повторит свои наработки при строительстве Московских #ворот. Фундамент сделали и стройка остановилась.
На престоле Николай I, который настаивал на воротах из чугуна в целях экономии, члены комитета по строительству триумфальных ворот хотели использовать мрамор, оставшийся в избытке после завершения строительства Исаакиевского собора, #Стасов же предлагал кирпичную основу обшить листами меди. Николай I согласился на новое и, как ему виделось, прогрессивное решение.
Из запасов Монетного двора изъяли #медь и чугунолитейный завод начал изготовление листов для арки. Статуи хотели заказать в Италии из мрамора, но комитет разумно воспротивился: «У нас недостатка в мастерах нет».
Над украшением триумфальной арки работал не один мастер, а как бы сейчас сказали, молодой коллектив авторов. На высоте более 20 метров стоит шестерка лошадей – первая работа П.К. Клодта, колесницу с богиней лепил С.С. Пименов, приложили свои руки и Демут-Малиновский, и М.Г. Крылов.
С самого начала Василий Петрович хотел видеть вокруг ворот площадь, а в верхней части арки музей, посвященный героям французского похода. Как только строительство ворот было завершено, вокруг площади место было расчищено, насыпан слой песка.
Ворота оказались стоящими на небольшом возвышении, это защитило их от наводнений и придало торжественный акцент. В помещении предполагаемого музея разместили караул Нарвской заставы. Идея Стасова была реализована, в конце 80-х прошлого века в пустующем помещении открыли музей городской скульптуры.
Спустя 40 лет после завершения строительства стало ясно,что Александр I был прав, предлагая использовать при строительстве гранит. Медные листы не выдержали климата Петербурга и начали интенсивно коррозировать, часть листов пришлось заменить.
В конце 20-х начался новый ремонт, чтобы скрыть следы революционного поджога, но с началом ВОв все работы были прекращены и Нарвские ворота оказались на линии oгня. Как все сооружения Ленинграда триумфальные ворота получили множественные повреждения. В победном 45-м под их сводом прошли другие воины-победители, одолевшие очередного звеpя.
К 300-летию города арку капитально отремонтировали. Во время ремонта удалось определить «родной» цвет ворот. Меняется город, восприятие истории, но через 12 лет в августе Нарвским воротам исполнится 200 лет и это изменению не подлежит.
Спасибо, что прочитали!