Сама новость, пробудившая во мне воспоминания о событиях тех времен, когда доллар был по 30, а видеокарта стоила дешевле человеческой почки, звучит как рассказ о крайнем невезении, или же как иллюстрация очень специфического чувства юмора у Cудьбы, которая, как известно, умеет быть и проказницей, и шалуньей.
Новость-то презанимательнейшая [1]: итальянские полицейские смотрели улицы в небольшом испанском городке через Google Street View по своим полицейским (или не очень) делам и увидели там человека, в котором узнали… сбежавшего 20 лет назад итальянского мафиози, осужденного на пожизненный срок за убийство и наркоторговлю! Если добавить к этому факт, что лица в Google Street View заблюриваются, то становится абсолютно ясно, что не обошлось без вмешательства самой Пресвятой Девы Марии! Получив такую божественную (а как иначе объяснить?) наводку, полицейские проверили фотографии из Фейсбука с геотегами поблизости от этого места, и выяснили, что наш мафиози-рецидивист-убийца-наркоторговец уже давно самоисправился в шеф-повара небольшого ресторанчика La Cocina de Manu и владельца бакалейного магазинчика El Huerto de Manu. Это конечно не так круто, как быть исправленным в шве́я варежек (как вам такой маскулинитив?) в покровской колонии, но и то хлеб.
Собственно, Google Street View с шефповаром-мафиози-рецидивистом-убийцей-нарко-овощеторговцем, сниспосланный итальянской полиции самой Пресвятой Девой Марией.
А сейчас, после рассмотрения новости, переходим к той навеянной старой истории, в изысканном узоре которой мы увидим причудливые переплетения из итальянских полицейских, эстонских программистов, сицилийских мафиози, австралийских активистов, баварских айтишников и британских журналистов.
Завязалось все в 2003 году, когда несколько эстонских программистов, под предводительством датчанина и шведа, запилили сервис peer-to-peer звонков, который потом развился в популярное приложение для видеозвонков, которое потом развилось в файлообменник [2], который потом развился в тормозящего и вылетающего монстра на вашем компьютере, установленного там только для того, чтобы раз в неделю позвонить своим престарелым родителям. То есть появился Skype. И какие бы перипетии ни переживал этот сервис, он стоял на двух столбах: peer-to-peer связь, то есть данные между компьютерами пользователей передаются напрямую, без использования серверов самого Skype; и шифрование по алгоритмам AES-256 и RC-4 (на момент описываемых событий), благодаря которому, даже перехватив все данные на пути между пользователями, прочитать / прослушать / просмотреть их должно быть невозможно [3].
И надо сказать, что появление Skype, с распределенной системой передачи хорошо зашифрованных данных, создало кучу проблем правоохранителям всех стран: начиная от того, что существующее законодательство писалось под прослушку телефонных сетей, и просто не включало в себя такое понятие как «Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет»; заканчивая тем, что головной офис самой компании скорее всего находился за пределами вашей национальной юрисдикции, так еще и в стране, которую в атласе без лупы не найдешь.
Но проблемы для одних – это радость для других, поэтому Skype стал приобретать по-настоящему всеобщую популярность среди преступных элементов: от уличных пушеров и сутенеров до Крестных отцов мафии.
Двенадцать лет работы инженером научили меня простой истине: у любой проблемы есть два решения:
1. Быстрое и эффективное – дай Б-г уволишься к моменту отложенной «расплаты» за эту быстроту и эффективность;
2. Долгое и основательное – дай Б-г не уволят к моменту внедрения за неизбежное превышение бюджета и сроков.
Такая же дилемма встала и перед странами по всему Миру: например, Саудовская Аравия и Китай выбрали первый стиль решения, с размаху ударив по Skype, запретив или крайне усложнив его использование на своей территории. Большинство же стран все-таки выбрали второй стиль – стали ныть.
Причем сила нытья росла постепенно, вместе с ростом популярности Skype, и, пожалуй, достигла своего апогея в 2009 году:
1. Первыми, из доступных мне источников, стыли ныть наркополицейские из Цюриха еще в 2007 году. Жалуясь, что Skype отказывается сотрудничать с ними для отслеживания и расшифровки переговоров наркоторговцев.
2. В январе 2009 BBC рассказывает про использование Skype наркоторговцами в Милане, где в интервью итальянский полицейский жалуется на невозможность его прослушки, что особенно обидно итальянцам, так как именно они из всех стран Евросоюза наиболее активно используют прослушку телефонных разговоров.
3. В феврале того же года начинается работа Юридической комиссии Евросоюза с целью создание общего законодательства по прослушке Интернет-телефонии, потому что «Skype на данный момент отказывается делиться своей системой шифрования с властями стран Еврозоны». Опять же, больше всех возмущаются итальянцы [6].
А в июне 2010 берут Джузеппе Фальцоне – лидера Коза-Ностра, укрывавшегося от властей в течение 11 лет. Даже пластика не помогла, потому что вычислили его через Skype [7], заодно и доказательную базу пополнили за счет записей его разговоров и сообщений. А если среди нас есть любители теорий заговора, то достаем блокнотики и затачиваем карандашики – ровно через месяц в сеть утекает алгоритм шифрования актуальной версии Skype [8]. Совпадение? Не думаю [9]!
Но за самое интересное мы должны сказать: «Спасибо» – одному австралийскому активисту, любителю приходить в гости и потом не уходить целых семь лет [10]. Потому что именно Wikileaks опубликовало данные, из которых стало известно, что немецкая полиция имела работающее решение для получения данных Skype еще в начале 2008 года, разработанное частной баварской IT-фирмой. Да, оно было очень дорогое и большая часть «утекшей» переписки именно споры о том, кто должен платить эти 3500 евро в месяц за одну прослушивающую станцию [11]. Но вы же все еще помните про судьбу долгих и основательных решений проблем?
Да, вы все верно поняли: пока большие шишки из Евросоюза и итальянской полиции прилюдно ныли и канючили, рассказывая про «неуязвимую защиту Skype» и опасность, которую это несет Мировому сообществу, их коллеги уже как минимум год могли спокойно слушать всех и вся, уверенных в «неуязвимой защите Skype».
И тут мы приходим к классической дихотомии в интерпретации этой ситуации:
1. «Ну тупы-ы-ые» (голосом М. Задорнова) – правая рука не знает, что делает левая. И руководство так оторвалось от работы «на земле», что даже не в курсе, что их же ведомство способно и не способно делать;
2. В Интерполе и итальянской полиции в руководстве нашлись люди, которые предпочитают, и главное умеют воплощать, вот те вот пусть рискованные и долгие, но основательные решения проблем. А всеобщее нытье и интервью итальянской полиции BBC – столь же основательно проведенная кампания по дезинформации.
Я не буду навязывать свое мнение по поводу того, какая из интерпретаций правильна в истории про Skype – решайте сами.
Возвращаясь же к новости про беглого итальянского шефповара-мафиози-рецидивиста-убийцу-нарко-овощеторговца, я бы хотел сказать следующее:
Если в новостях вы видите статью о том, как полиции любой страны удалось задержать опасного преступника за счет необычайного везения или стечения обстоятельств, то скорее всего, за этой «удачей» стоит напряженная работа большого количества преданных своему долгу людей, хорошо выстроенная сеть осведомителей и новейшие технологии в области IT, искусственного интеллекта и распознавания лиц. А официальная версия «чуда» – лишь попытка скрыть настоящие источники информации и реальные возможности технологий полиции.
Это моя первая заметка на Коте (да и вообще где-либо), поэтому просьба сильно не пинать и в голову не выцеливать. А за это я вам потом расскажу историю, как частные провайдеры шифрованной мобильной связи предоставляли услуги высокорискованным инвестпроектам по криптодоставке белого порошка из Южной Америки в Европу. В общем о том, как волки охраняли овец.
Автор - Станислав Щебетов