Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

С появлением какого КрАЗа господство Татры раз и навсегда подошло к концу

Крупнотоннажные грузовики и самосвалы занимают особое место в нашей истории. И связаны они прежде всего со Всесоюзными ударными социалистическими стройками, в которых активно принимали участие. При этом между производителями этой большегрузной техники существовала конкуренция, и поэтому в профессиональной среде не редко велись споры и дискуссии на тему: что же всё-таки лучше советские КрАЗы или чехословацкие "косолапые" Татры. Впрочем, давайте обо всём по порядку.

Первый самосвал от чехословацкого производителя Татра начал массово заводиться в СССР не от хорошей жизни. И это была модель 138. Её грузоподъёмность доходила до 12 тонн, а вкупе с полным приводом, конкурентов среди самосвалов у неё не было. Выпускалась эта модель с 1959 года, а в Стране Советов начала появляться в начале 60-х. Однако это вовсе не означает, что советские инженеры и конструкторы сидели ровно и ничего не делали.

Конечно же уровень, который задала Татра в какой-то мере был недосягаемым. Да, она косолапая из-за своей хоребтово-рамной архитектуры, но зато водители на неё не жаловались.
-2

Насмотревшись на чехословацкую 138-ю "косолапку", советская промышленность подготовила асимметричный ответ Татре, и уже в 1966 советские водители в полной мере смогли прочувствовать на себе, что же такое КрАЗ 256Б1.

Это был редкостный монстр по прозвищу "людoeд". Однако грузоподъёмность этого самосвала тоже составила 12 тонн, и поэтому он трудился во благо отечества наравне с чехословацкими Татрами. Однако он имел колёсную формулу 6х4, потому что на передней оси не было ведущего моста. У 138-й Татры передние колёса были ведущими, поэтому иномарка выглядела предпочтительнее.
-3

Руководство Татры пришло к выводу, что для того, чтобы конкурировать с советской техникой, нужно повышать грузоподъёмность. И уже в 1969 году с конвейера Татры начала сходить 148-модель. У неё сохранился полный привод, а вот что касается визуальных изменений, то форма радиаторной решётки стала немного другой. Но самое главное, что чехословацкие конструкторы усилили хребет, раму и рессоры, благодаря чему грузоподъёмность новой модели возросла до 16 тонн. Так началось господство Татры.

Советским же водителям оставалось только восторгаться качеством, удобством и надёжностью новой модели. А работу на 256-м КрАЗе они воспринимали как наказание.
-4
И так продолжалось до 1978 года, пока Кременчугский автозавод не наладил выпуск новой 250-й модели. У обновлённого КрАЗа уже была стальная кабина, а не деревянная, оббитая стальными листами. Однако его грузоподъёмность осталась на прежнем уровне - 12 тонн. Да и полный привод так и не появился.

Из чего можно сделать вывод что КрАЗ 250 никак не мог конкурировать с Татрой 148 ни по проходимости, ни по грузоподъёмности. Однако простота конструкции и дешевизна ремонта КрАЗа, а также его относительная надёжность, с лихвой компенсировали его недостатки на советских стройках.

-5

Шли годы, наступил 1983 год, и в Татре решили закрепить своё господство выпуском новой 815-й модели. Это был бескапотный самосвал с полным приводом и грузоподъёмностью 17 тонн.

Что же касается советских бескапотников, то здесь пожалуй стоит отметить самосвал КамАЗ 5511, который выпускался с 1977 года. Однако его грузоподъёмность была всего лишь 10 тонн. Вы только вдумайтесь в эти цифры: 10 советских тонн против 17 чехословацких тонн. Это же целая пропасть.

Но вернёмся-ка мы к нашим КрАЗам. Или не к нашим?

-6

Уже после распада СССР, а именно в 1993 году, Кременчугский автозавод решил раз и навсегда положить конец всей этой Татравской вакханалии.

Среди заводчан царило стойкое убеждение, что советская власть специально формулировала техзадания так, чтобы КрАЗы были хуже грузовиков от Татры. И делала она это, чтобы поддержать чехословацких братушек. Однако с развалом Советского Союза Кременчугский автозавод, находясь в самостоятельном и независимом государстве, решил начать выпуск конкурентных большегрузных самосвалов.

Так в 1994 году с его конвейера сошёл полноприводный капотный КрАЗ 65032-56, грузоподъёмность которого достигала 20 тонн. На этом господство Татры подошло к концу. Больше КрАЗы никогда не уступали Татре по своим основным эксплуатационным параметрам.