А достаточно ли трехбалльной системы оценивания, которая сегодня существует в школе?
- Так ведь не трехбалльная, а пятибалльная, - так могут сказать все.
Единица - нет такой оценки. На словах ее можно сказать, а поставить нельзя.
Двойка. Что такое двойка? Это очень интересная оценка, которая одновременно является и наказанием за невыполнение, и сигналом того, что ученик ничего не усвоил. А можно ли оценивать то, чего нет? Про "двойку" нужно отдельную статью писать.
А вот дальше пошли оценки за работу ученика:
Тройка - самая широкая оценка. Она варьируется в больших пределах от "хоть что-то сказал" до "на четверку недостаточно".
Четверка - молодец, но на пятерку ты не тянешь.
Пятерка - справился с заданием, а вернее сказать - сделал согласно учительским требованиям.
В своей практической деятельности я часто ставил в тетради плюсы и минусы. Такая система позволяла более адекватно оценить письменную работу ученика.
Три с минусом - предупреждение, что в следующий раз за это будет два.
Три - молодец, кое-чего вполне усвоил.
Три с плюсом - очень даже молодец, но много ошибок, которые не позволяют поставить четыре с минусом.
Четыре с минусом - тут либо "в следующий раз будет три" или "молодец, уже на четверку можешь" (в зависимости от уровня таланта ученика).
Четыре - вполне стандартная ситуация, когда просто не хватило баллов на пятерку.
Четыре с плюсом - молодец, но на пятерку нужно выполнить лучше.
Пять с минусом - выполнил лучше всех, но не идеально.
Пять - молодец.
Пять с плюсом - ученик превзошел учителя.
Но в журнал и в дневник в любом случае идет без знаков.
И вроде бы как - плевать на эту систему оценивания, но часто бывают ситуации, когда неудобно перед учеником.
Например
Какого-то ребенка реально "тащат" до 9 класса, так как оставлять на второй год его нельзя, а он откровенно забил на учебу. В то же время его одноклассник хоть и не имеет больших способностей, но вполне работает и выполняет на твердую тройку.
А в конце четверти учитель объявляет:
- Лентяев - три. Молодцов - три.
Также и четверка. Кто-то из учеников буквально рвет, чтобы была пятерка, но немного не хватает. И в тоже время время есть некто Ололоев, про которого на педсовете сказали:
- Нам не нужно терять хорошиста. У него по всем хорошие оценки выходят, кроме английского. Дайте ему задания какие-нибудь. Его тройка будет на вашей совести.
Ладно, получай Ололоев четыре с минусом, так как дополнительные задания ты вроде как выполнил (закроем глаза, что ты не особо старался в третьей четверти). В принципе, он может учиться на четверку, зачем его губить. Но только его четверка даже близко не равна той четверке, которая чуть-чуть не дотянула до пятерки.
Предлагай
Мне кажется, было бы просто идеально, если бы в школах была десятибалльная система.
1-2 - очень плохо
3-4 - плохо
5-6 - удовлетворительно
7-8 - хорошо
9-10 - отлично
Как однажды мне написали в комментариях - в образовании полно других проблем, чем изобретать иную систему оценок. Это действительно так. А я просто написал, как бы было удобнее и немного честнее по отношению к ученикам.
Данная публикация является продолжением вот этой:
А в следующей публикации я напишу про то, как попал из-за несовершенства системы оценок в неудобную ситуацию.