Найти в Дзене

Можно ли исследовать ад?

В конце декабря многие новостные ресурсы опубликовали новость о том, что Институт философии РАН среди прочего, оказывается, исследует и ад. Более-менее нейтральная формулировка была у РБК (Институт РАН потратил 742 тыс. руб. на изучение ада и зла), более едкая у РИА "Новости" (Институт философии РАН заказал исследование по "изучению ада") и совсем уж адовые (простите за дурацкий каламбур) заголовки были у некоторых других изданий, например, "Институт РАН потратил почти 3 млн рублей на изучение ада".

Икона "Сошествие во ад", Государственный Русский музей. Новгород, вторая половина XIV века. Источник: https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=560
Икона "Сошествие во ад", Государственный Русский музей. Новгород, вторая половина XIV века. Источник: https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=560

Подавалось это всё как пример ужасной бессмысленной траты государственных денег. Возможно, информационная атака на институт началась из-за того, что за два дня до этого в институте не совсем гладко сменилось начальство. Но многие читатели новостей восприняли это всерьез: "Как же так? Чем эти ученые занимаются?" Поэтому давайте вместе подумаем, заслуживает ли проблема ада изучения в академическом институте.

Существует ли ад, чтобы его изучать? Этого научными методами установить нельзя. Но мы совершенно точно знаем, что есть множество людей, которые искренне верят в то, что ад существует. Если вера в ад определяет или определяла в прошлом поступки многих людей, то эта вера должна изучаться, потому что общество — в том числе те, кто сам не относится к верующим или исповедует какую-то религию, не знающую ада — должно иметь достоверную научную информацию о себе, о людях, которые его составляют или составляли в прошлом.

Изучение конкретных практик верующих людей составляет область социологии. А вот изучение идей относится к области религиоведения и философии. Философы вообще заняты изучением вещей исключительно непрактичных, которые чаще всего с нашей жизнь не связаны. Но вот когда философские концепции попадают в нашу повседневную жизнь, превращаются, например, в идеологию...

Если говорить очень грубо, приземленно, то поскольку существуют какие-то идеи, которые влияют на общество, постольку эти идеи нужно изучать. Это то, что касается условно "прикладных" направлений философии. А есть еще фундаментальные, скажем, логика и теория познания. Никто толком не может сказать, дадут ли фундаментальные исследования в гуманитарных науках какой-то прикладной результат впоследствии. Собственно, так же обстоит дело и с естественными науками: в момент открытия радиоактивного распада урана никто не подозревал, что через 50 лет это открытие приведет к созданию ядерного оружия.

Проблема существования ада, как она сформулирована в ставших неожиданно известными работах Института философии, исследуется давно и смысл очередного исследования на эту тему вполне понятен специалистам. Беда в том, что отдельные слова в названии темы оказались также понятны журналистам, и из-за этого возникла нездоровая сенсация.

В темах (примеры взяты из списка на сайте Российского научного фонда) "Обобщенные ряды Дирихле и связанные с ними задачи анализа", "Алгоритмические, геометрические и тропические структуры теории представлений" и "Проблемы вычислимости, доказуемости и полноты в логике и алгебре" журналисты не понимают ни одного слова, а потому и ажиотажа эти темы вызвать не могут.