Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Дорога" (СССР, 1955): шпион среди советских людей

Дорога. СССР, 1955.Режиссер Александр Столпер. Сценарист Сергей Ермолинский. Актеры: Андрей Попов, Виталий Доронин, Николай Гриценко, Тамара Логинова, Лев Свердлин, Виктор Авдюшко, Евгений Матвеев, Евгений Леонов, Григорий Михайлов, Владимир Кенигсон и др. 25,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Александр Столпер (1907–1979) поставил 16 фильмов (главной работой его жизни была экранизация романа К. Симонова «Живые и мертвые»), шесть из которых («Живые и мертвые», «Повесть о настоящем человеке», «Трудное счастье», «Дорога», «Неповторимая весна», «Жди меня») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

-3

«Приключенческие фильмы, как правило, строятся на двух основных темах: борьба человека с человеком, борьба человека с природой. Иногда эти темы пересекаются, встречаясь в одном произведении. Именно такой случай мы имеем в фильме «Дорога». Но встретившись и соприкоснувшись, эти две темы не переплелись здесь воедино, не образовали единую ткань художественного произведения. В этом основной недостаток в целом интересного фильма.

В самом деле, если представить на мгновение, что линия Капитан — Снайдере изъята из фильма, имел ли бы он право на существование? Несомненно, имел бы, и прежде всего благодаря интересно разработанным человеческим характерам, которые раскрываются в борьбе с природой и в конфликтах друг с другом. Но как только едущие в «Высокогорное» ввязываются во взаимоотношения Капитана и Снайдерса, так утрачивают логику своего поведения. Григорий Полипчук поспешно саморазоблачается перед невестой и бежит от нее; вслед за ним устремляется Пашка Еськов, покинув обожаемого Федора Ивановича; почтенный седоголовый профессор вихрем мчится на лыжах за исчезнувшим диверсантом; мгновенно «прозревает» Федор Иванович и деятельно помогает Капитану... Словом, возникает целый ряд необоснованных, неоправданных поступков героев.

Что же заставляет всех путешественников помогать Капитану? Доискаться причины нелегко. Нельзя же считать основательной причиной характеристику, которую Сергей Иванович дал Снайдерсу: «У этого человека военный ход, он ходит с прямой ноги». Это уже не обостренное чувство бдительности, а дар предвидения. С таким же успехом можно было бы взять под подозрение и Капитана, внезапно появившегося среди всей компании со своим таинственным спутником и ножевой раной на руке, или по крайней мере проверить у него документы.

Нет, вся эта группа не связана органически с линией Капитан — Снайдере. Взаимоотношения этих двух людей являются боковым сюжетным ходом. И здесь найден свежий, хотя и не очень благодарный прием: враг уже пойман и служит, по меткому выражению одного из действующих лиц, «подсадной уткой», которая должна «приманить» сообщника Снайдерса. Придет он или не придет?..

К сожалению, ответ на этот вопрос мы получаем довольно скоро: не придет, ибо сидит запертым в кассе автостанции «Южный перевал». Нам остается только посочувствовать Капитану, который продолжает нести напрасные лишения, не смея открыто принять от кого-нибудь желанную помощь.

Очень замкнутая внутри себя ситуация, из которой артист Н. Гриценко (Капитан) выходит с честью для себя. Он раскрывает огромную внутреннюю сосредоточенность человека, знающего свой долг и готового выполнять его до конца. Выполнение долга — это не тропа, усеянная розами, на которой можно покрасоваться перед случайными спутниками. Трудна и опасна работа контрразведчика, его будни. Но именно усталый до предела, превозмогающий боль в раненой руке и все же верный своей цели до конца, он становится предельно близким зрителю. Как выгодно отличается он от картинного, мнимозначительного своего собрата Шелестова из «Следов на снегу», оставившего нас совершенно равнодушными к своей персоне! Снова и снова приходится жалеть, что автор сценария «Дорога» так сузил возможность этой интересно задуманной роли, нашедшей в лице Н. Гриценко талантливого исполнителя.

Фильм этот вообще богат актерскими удачами, а так как на голом месте ничего не вырастает, то и в данном случае основанием для создания интересных образов послужил сценарный материал. Зрителю запомина¬ются уполномоченный райторга Беимбетов (артист Л. Свердлин), Пашка Еськов (артист Е. Леонов), Байталин (артист А. Попов), Вася (артист В. Авдюшко) и другие. Фигуры этих людей жизненно достоверны, а дорога, на которой так интересно и трудно сложились их отношения, воспринимается как часть большого жизненного пути, по которому следуют эти люди, борясь с трудностями, с проявлениями отрицательных тенденций друг в друге и часто вступая в жестокую схватку с самими собой» (Шевкуненко, 1956: 33-35).

Источник: Шевкуненко Ю. Жанр обязывает (о приключенческих фильмах) // Искусство кино. 1956. 2: 26-40.