Найти тему
Алябьев Максим

"Матрица: Воскрешение" - цифровая недвойственность бытия.

Когда я увидел, как много негативных отзывов на последнюю «Матрицу» я подумал, что точно стоит самому посмотреть фильм, чтобы оценить, как повлияла мода на смену пола режиссера фильма на его творческую составляющую. Напомню, что оба брата Ларри и Энди были в прошлом мужчинами, но Лоренс - стал Ланой в 2012 году, а Эндрю - стал Лили с 2016-го года. Примечательно, что снимать эту картину согласилась лишь одна из сестер (бывших братьев), а именно Лана Вачовски.

Чтобы понять «Матрицу: Воскрешение», необходимо оглянуться назад и оценить значение всей трилогии в мире кино и для целого поколения людей. Выражение «как в Матрице» стало словом нарицательным и перекочевала в другие фильмы, музыкальные песни “Если верить киношникам –Мы загружены в матрицу”. На мой взгляд, самая главная заслуга «Матрицы» - это предание широкой огласки идеи, подвергающей сомнению абсолютизацию идеи реальности самого бытия.

Цель изысканий целых школ философии, сложных в понимании и мало кому из-за этого интересных, отобразилась в кинематографе и стали доступны более широкой публике. Одна из религиозно-философских школ Индии, адвайта веданта (двайта - два, адвайта - не два) – философия недвойственности бытия гласит нам: «Мир - не реален, реален - только брахман». Все, что мы видим - является только лишь иллюзией (майей) и находясь в невежестве (авидьи) мы считаем, что все, что с нами происходит; все, о чем мы думаем; все, что нас окружает – это правда, которая опирается на данные наших органов чувств. Адвайта нам говорит о том, что все это – просто, как сон, а реален только Бог, мыслью которой мы являемся и осознание этого ведет к пробуждению нашей истинной, бессмертной природы.

«Матрица» несет в себе идеи и адвайты и евангелического мессианства. Нам показан мир, в котором люди проживают свою жизнь в нереальной компьютерной симуляции, искренне веря, что все вокруг является абсолютно реальным. Находясь в символическом беспробудном сне, они живут, влюбляются, создают семьи, умирают и своими эмоциями, как энергией, питают машины, которые и являются истинными хозяевами мира. В какой-то момент появляются «несогласные» и человек-герой, по идее несущий неолимпийские ценности, который должен принести себя в почти ритуальную жертву, ради спасения города людей (Зионе). И такой вот новый мессия, «избранный» - Нео, подчиняет себе пространственные и гравитационные силы иллюзорного мира «Матрицы» и активно проявлется свои сверхспособности (сиддхи) – летает, останавливает пули, обладает большой силой и т.д. В последней части трилогии силы Нео стали распространяться за пределы симуляции в так называемый «мир реальный», намекая нам, что и он является просто другим слоем симуляции. Нео становится становится символом спасения, несущим веру в спасение и новую свободную жизнь вне симуляции. Люди, уверовав в новую религию, отваживаются на бунт.

Из предыдущих частей стало известно, что таких «бунтов» было несколько, как и версий «Матрицы» и идеальный утопический рай так и не удалось построить, «люди, опять все разрушили», именно были созданы программы вроде “Агента Смита”, которые вычисляли несогласных и устраняли их. “Человечество — это болезнь, раковая опухоль планеты, а мы — лекарство.” С горьким опытом архитектора матрицы современные технократы конечно же не согласны, и они фанатично убежденные в том, что постный секуляризированный мир виртуальной симуляции, которые они нам собираются предложить (уже) будет по вкусу настоящему свободному человеку.

В последней части, впрочем, как и в предыдущих, перед нами разворачивается попытка ответить на тот же вопрос, над осмыслением которого рассуждали «ученые мужи» начиная от стоиков, до современных ученых, существует ли свобода Воли? Само название “Воскрешение” провозглашает некое “второе пришествие” цифрового мессии, который уже будучи легендой снова возвращается для спасения свободных людей. В фильме дается утвердительный ответ, что, мол, да конечно свобода воли и вправду существует. Современная «Матрица» предстает аналогом Современного мира, который усыпляет нашу человечность подменой смыслов и бесконечной тягой реализовать свою покупательскую способность. Если для человека Мира Традиции, заветным желанием и стремлением было разжечь костер для ритуала славления предков или «припасть к святым дарам», то есть приобщиться к миру надземному и сакральному, то для Homo Fractus (Человека Взломанного) наивысшее желание - это сохранить свою безопасность и успеть на распродажи. “Матрица”- это метафора современного капитализма, который, как огромный кит поглотил все наши сферы переваривая их для извлечения прибыли. У “Матрицы”, как и у капитализма есть своя “оппозиция”, в данном случае спящая, но которой суждено проснуться и восстать против новой версии зазеркалья. И можем всматриваться в это зеркало и видеть себя и то, что происходит вокруг нас сейчас.

Следует заметить, что Нео в этой части “подрастерял” свои сверхспособности, а вот его спутница - Тринити, наоборот их приобрела, и в конце спасла главного героя. То ли это демонстрация силы любви двух людей, то ли демонстрации матриархальной повестки дня - это уже не так важно.

Ведь фильм и правда показывает, что мир Человека, это не скопление нарративов, собранных за счет анализа посещаемости пользователем сайтов, не созданные квази-реальности для наилучшего потреблениям, бездушными программистами, из которых извлечена нравственность Но мир человека - это многомерная, сложная, живая система, которая не отделена от Мироздания, а является неотделимой его частью. Чем больше виртуальности, тем меньше жизни, чем больше имитации, тем меньше людского. Плоская онтология постмодерна, в который мы стремительно вкатились, никак не сможет удовлетворить поиска истины нашей человеческой души.

“На свете счастья нет, но есть покой и воля”, как говорил наш классик. Без свободы воли, которую сейчас объясняют просто “желаниями внутренней обезьяны”, нет настоящей жизни, которую стоило бы жить. Без состояния покоя, жизнь превращается в привычный внутренний кризис, сознание захлестывают высокие волны паники от неведомого вируса, от предстоящей войны. “Я паникую - значит существую” (Фабио Виги), вот новое кредо, заставляющее нас следовать слепому конформизму. Герои фильма тоже борются за свой “покой и волю”, но сможем ли также отчаянно бороться за свою? За волю наши предки охотно отдавали жизнь, сможем ли мы с такой же легкостью отдать свою в обмен на виртуальный образ предстоящего мира?