В комментариях к статье о фразе «Чур, я в домике!» многие писали, что это выражение связано с богом Чур и обращением к пращурам.
Б. А. Рыбаков в своей работе «Язычество Древней Руси» (1987) писал:
Чур или щур - предок, дед ("пращур"), т. е. тот же домовой. Теперь, после новгородских находок, нам станет понятнее слово "чурка", обозначающее маленькое поленце, небольшую деревяшку. Нередко словосочетание в народной речи - "чурка бесчувственная". Очевидно, тысячу лет тому назад слово "чурка" означало деревянное изображение Чура, Пращура, Предка и лишь со временем приобрело (как и многое языческое) свой пренебрежительный оттенок. Фигурка домового, полностью сходного с новгородскими "чурками", найдена на западной окраине славянского мира в Ополье (Польша).
Именно из его книги пошла информация о том, что выражение «Чур меня!» связано с неким божеством Чуром (у Рыбакова — домовым). Но эта вольная интерпретация выражения не получила поддержки у остального научного мира.
Многие учёные, начиная с А. А. Потебни, не поддерживают эту информацию и относят Чура к «кабинетной мифологии». Дело в том, что в древних летописях XII-XV вв. (основные источники — «Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись», «Слово о Полку Игореве») упоминались лишь некоторые славянские боги (Перун, Хорс, Дажьбог, Мокошь, Сварог, Стрибог, Волос/Велес), а многие другие были придуманы.
С чего всё началось
В XVII–XVIII веках зародилось представление о том, что славянский пантеон должен соответствовать античному. Тогда историки и публицисты начали создавать «русский Олимп» по древнегреческим канонам.
Публицисты XVIII века брали имена из фольклорных текстов (пословиц, загадок, заговоров, слова из песен) и «искусственно» создавали божеств высшего порядка. Таким образом появились Купала, Коляда, Кострома, Ладо, Лель и Чур-бог.
Например, Купала — это название календарного праздника, а не божество (по мнению А. Л. Топоркова). Ярила — это имя обрядового чучела, которое сжигали на праздник (как Кострому и Масленицу), а Лада (и Лель) — слова из народных песен («Ой, Ладо», «Лада, лель-люли»).
Кем мог быть «чур» на самом деле?
Деревянным обрубком, как чурбан или чурка. Слово «чур» (чуръ) могло первоначально означать «межевой, пограничный столб». Ныне исчезнувший глагол «чурить» означал «готовить поделочный лес по изделиям», восходит к корню *keur- «рубить, резать».
Отсюда слова «вычурный», «вычуры» — резные украшения (узоры > причуды). Слово «черта» тоже считается родственным (с перегласовкой ь/у).
От слов «чурить», «чур», «чурка» появилось имя славянского бога границы, покровителем воинов. По додуманным легендам, Чур-бог ещё и умел превращаться в волка.
Подробные описания славянских богов впервые появились в «Кратком мифологическом лексиконе» (1767) Михаила Чулкова, в «Описании древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями» (1768) Михаила Попова, в «Древней религии славян» (1804) Григорий Глинка, в «Славянской и российской мифологии» (1807) Андрея Кайсарова.
Так что в XVIII веке были только зачатки «моделирования славянского язычества по образцу древнегреческой или римской мифологии», а в XIX веке началась популяризация этих недостоверных фактов, которая продолжается до сих пор.
Конкретно Чур-бог был описан в работе П. Древлянского (это псевдоним писателя-этнографа П. М. Шпилевского) «Белорусские предания» (1846-1852 гг.). Он собирал белорусский фольклор и на его основе привёл подробные описания богов, в том числе и Чура.
Впервые о достоверности этих текстов задумался лингвист А. А. Потебня. Учёный опубликовал в 1865 году работу «О мифическом значении некоторых обрядов и поверий», в которой написал, что Древлянский «смешивает свои и чужие фантазии с народными поверьями, выдает какие-то варварские вирши за народные песни и потому авторитетом <...> быть не может».
Другой ученый, А. Н. Пыпин в «Истории русской этнографии» писал, что Древлянский (Шпилевский) «в этнографии и мифологии был самоучка», его работы «очень юношеские», которые носят «беллетристический» характер.
Потому что первая работа П. Древлянского вышла, когда исследователю было всего 23 года. Вряд ли он много достоверных данных успел собрать к этому возрасту.
Нельзя сказать, что Шпилевский планировал сознательно всех обмануть. Он на самом деле ездил по Белоруссии, наблюдал обряды, записывал песни, но при этом много фантазировал и дополнял реальные данные выдуманными.
Подробнее разобрала недостоверность этой работы доктор филологических наук, лингвист-фольклорист Е. Е. Левкиевская в статье «Механизмы создания мифологических фантомов в "Белорусских народных преданиях" П. Древлянского».
Если кратко, исследователи склоняются к тому, что Чур-бога всё-таки придумали в XVIII веке. А подробное описание божества появилось в XIX веке в работе П. Древлянского. Исследователи Института славяноведения РАН не находят подтверждения реального существования Чур-бога в воззрениях древних славян и считают, что он был создан по подобию римского бога Терминуса, покровителя границ.
Подробнее о подделках в фольклоре вы можете прочитать в работе «Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора» (А.Л. Топорков, Т.Г. Иванова, Л.П. Лаптева, Е.Е. Левкиевская).
Ещё немного о «чур (меня)». Итак, слово «чур» восходит *keur- «рубить, резать» и родственно современным русским словам «чересчур», «вычурный», «чурбан», «черта». Но исследователь Н. И. Толстой считает, что семантика границы, линии, рубежа вторична.
Ученый предполагает, что первичным был корень *kour (с перегласовкой дифтонга *keur) со значением 'penis'. Потому что слово «чур» (цур) реально встречается в славянском фольклоре (в заговорах от сглаза). Вероятнее всего, это бранное слово. Матерщина использовалась славянами для защиты от нечисти (представителей «низшей» мифологии»).
Если интересно подробнее, читайте книгу Н. И. Толстого «Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и лингвистике».
В статье использовались материалы исследователей Института славяноведения Российской академии наук — это авторитетный научный источник.