Триллер «Лица в толпе» (2011), несмотря на преимущественно американский актерский состав, смотрится весьма по-европейски. Что вполне объяснимо - его снимал стараниями французских студий французский же режиссер Жюльен Манья.
Надо сказать, что это был в известной степени эксперимент, поскольку данный кино-творец известен как создатель ядовитой пародии на фильмы ужасов «Кровавая Мэлори». Но в данном случае не имелось ни намека на иронию. «Лица в толпе» - не только криминальный, но и пронзительно драматичный фильм.
Отправной точкой сюжета стали две характерные для нуара как мрачного мета-жанра в целом предпосылки. Во-первых, действия серийного преступника, известного как «Плачущий Джек». Во-вторых, потеря памяти. Однако Манья решил, что бесконечное тиражирование темы амнезии утомило зрителя, а потому предложил несколько иной подход к «проблеме».
Учительница начальных классов, которую играет Милла Йовович, становится невольной свидетельницей злодеяния. Скрываясь от маньяка, она падает с моста, в прямом смысле слова ударившись головой. Сильное психологическое потрясение и физическая травма в сумме дали необычный результат – героиня перестает узнавать людей.
Не то чтобы она вообще никого не помнит, дескать, из памяти удалили «список контактов». Нет. Просто её сознание отказывается от такого важного идентификатора личности, как узнавание образов. Наступает «слепота на лица». Говоришь с человеком, отвлекся, обвернулся, а того уже иная физиономия. Причем, не у какого-то одного конкретного, а у ВСЕХ ВОКРУГ.
Это ли не выражение характерного для криминальных фильмов безумия, которое обычно передается через параноидальные симптомы? Представьте себе – целый мир незнакомых людей. Ни одного знакомого лица. А иногда целые ряды одинаковых обликов. И это было бы не так страшно (с подобным синдромом можно бороться), если бы не криминальная составляющая истории.
Один из полицейских с горькой иронией замечает: «Чудесненько! У нас единственная выжившая свидетельница. И та толком не может ничего вспомнить». К слову сказать, в подобных условиях всякого рода «опознания» проводить бессмысленно. Суды нередко отклоняли свидетельства по причине близорукости или рассеянного склероза. Что уж говорить о таком сложном отклонении?
Впрочем, задача усложняется тем, что если Анна (так зовут героиню) не может узнать преступника, разгуливающего на свободе, то вот у него с этим проблем никаких нет. В итоге один из бесчисленных незнакомцев, населяющих планету, может быть смертельно опасным.
Ещё очень интересно было смотреть титры этого фильма, там только одних женихов Анны было штук пятнадцать. Это ли не повод для паники? Ушла на кухню, а по возвращению в спальне уже другой персонаж. Или моргнула во время «личных игр», и уже иной партнер…